"Деловой Петербург". ПИК вылетает из Пулково

Автор фото: Евгений Асмолов
Россия, Санкт-Петербург. Строительство нового централизованного пассажирского терминала аэропорта "Пулково". На снимке: репродукция с видами нового пассажирского терминала аэропорта "Пулково".

ГК "ПИК" готова продать свой последний объект в сфере коммерческой недвижимости — проект строительства бизнес–центра в Пулково.

О том, что на участке 1,5 га, расположенном в 150 м от аэропорта Пулково–2, группа компаний "ПИК" собирается построить офисный комплекс класса А на 78 тыс. м2, компания объявила еще в 2008 году. Проект ПИК собирался реализовать вместе с компанией Storm Properties. Эксперты оценивали цену участка в $20 млн, инвестиционную стоимость проекта — в $200 млн.
Как заявил вице–президент ГК "ПИК" Александр Селюков, "это не наш формат, мы занимаемся в основном жильем, проект в Пулково — единственный наш объект коммерческой недвижимости". Продажа может не состояться, добавил он, если найдется партнер, готовый войти в проект, заплатив сумму, которая покроет затраты ПИКа. Александр Селюков отказался назвать цену, за которую ПИК готов продать надел. Он сообщил, что в проект "вложено много миллионов долларов".
По оценке гендиректора Colliers International Николая Казанского, сейчас участок можно продать за $5 млн. Он отказался комментировать четырехкратное падение цены участка. Остальные опрошенные "ДП" эксперты затруднились его оценить.
В 2009 году, когда у ПИКа начались финансовые трудности, 25% его акций купили компании, подконтрольные Сулейману Керимову, затем он довел свою долю в компании до 38,3%. В 2010–м Storm Properties вышла из проекта в Пулково, а принадлежавший ПИКу контрольный пакет акций в Storm выкупил один из основателей ГК "ПИК" Кирилл Писарев.
Новые собственники ПИКа объявили о ревизии проектов компании. Чтобы погасить долги (по разным данным, на конец 2012 года совокупная задолженность группы банкам составляла 40 – 44 млрд рублей), ПИКу пришлось сосредоточиться на жилищном строительстве как наиболее доходном.
Компания избавилась от непрофильных активов, таких как "ПИК Неруд", Очаковский ЖБК, участок на намыве Васильевского острова и др.
Поменялась концепция некоторых объектов. Так, на месте Краснопресненского сахаро–рафинадного завода (Москва), где предполагалось разместить офисно–гостиничный комплекс, теперь будет жилье.
В Петербурге и Ленобласти ПИК рассматривает возможность покупки жилищных проектов, которые реализуют другие девелоперы, а также участков для комплексного освоения территорий (КОТ). ПИК будет использовать схему, отработанную в других регионах, когда инфраструктура на участках КОТ создается с участием федерального или регионального бюджетов.
По такому принципу будут реализованы, в частности, три проекта (в Омске, Калининграде и Перми) с совокупным объемом инвестиций 98 млрд рублей, по которым ПИК подписал соглашения в ходе Петербургского международного экономического форума.

Спрос на бездорожье

Участники рынка считают, что покупателя для проекта ПИКа в Пулково будет найти нетрудно. "Деловая зона в Пулково развивается, поэтому проект бизнес–центра актуален, вопрос в его конкретных параметрах: от них будет зависеть успешность объекта", — говорит Владимир Скигин, председатель совета директоров УК Satellit Development (реализует проект производственно–складского комплекса "Портленд" в промзоне Предпортовая–3).
Территория вокруг Пулково — одна из самых привлекательных в городе, добавляет Андрей Канивец, гендиректор компании "Авиелен А. Г." (возводит офисно–гостиничный комплекс "Аэропортсити" в Пулково–2).
Спрос на аренду офисов здесь высок, бизнес–центры заполнены на 100%. Якорные арендаторы — "Газпром", Сбербанк, "Ренессанс страхование", "Трансаэро" — притягивают компании меньшего формата.
Главная проблема зоны Пулково, мешающая ее развитию, — дефицит транспортной инфраструктуры. Появившиеся здесь в последние годы офисы, гостиницы, ТРК создали 5 тыс. дополнительных рабочих мест, растет пассажиропоток аэропорта.
По признанию Андрея Канивца, планы "Авиелена" по строительству второй очереди "Аэропортсити" сдерживаются именно неясностью с транспортной инфраструктурой.
В похожей ситуации и другие местные девелоперы.