В поле зрения общественности попало предложение депутата Андрея Исаева вернуть распределение студентов после окончания учебы. Идея относится к типу "блуждающих законопроектов", про которые время от времени вспоминают, чтобы тут же забыть.
Возможно, осенью в Госдуму внесут проект закона о возвращении механизмов распределения студентов на работу, сказал глава комитета Госдумы по труду и социальной политике, зампредседателя Генсовета "Единой России" Андрей Исаев. По замыслу, речь пойдет в первую очередь о врачах, учителях и инженерах. Поступив на бюджетные места, студенты должны заключать контракт, обязуясь после получения диплома три года проработать на госпредприятиях.
"Пока есть лишь предложение, поступившее от Федерации независимых профсоюзов России", — подчеркнул Исаев. И добавил, что этот вопрос комитет по труду будет вместе с комитетом по образованию обсуждать с ФНПР.
Удивительно, насколько члены Государственной Думы не следят за деятельностью своих коллег. Еще в декабре прошлого года председатель комитета по образованию Александр Дегтярев (сейчас он работает главой комиссии по этике, сменив Владимира Пехтина) анонсировал скорое внесение именно такой инициативы. Писали, что депутаты работают над ней уже несколько месяцев. Судя по заявлениям Исаева, труды кропотливой работы никто не заметил, так что в наличии есть только предложение ФНПР.
Предложение делал и Дмитрий Медведев еще в бытность президентом. В апреле 2012 года он как раз и сказал, что врачам и инженерам стоило бы заключать контракт с обязательством отработки на государство, а в противном случае — возвращать стоимость обучения. В сентябре законопроект с этими предложениями внес депутат от ЛДПР Сергей Иванов. Комитет по образованию даже успел одобрить документ, но автор его отозвал. И министр образования Дмитрий Ливанов говорил о контрактной подготовке инженеров для работы в ВПК. Не говоря о том, что о распределении не раз говорила ФНПР.
То есть примерно раз в полгода находится кто-то, кто предлагает вернуть распределение студентов после вуза. После этого собираются эксперты, какое-то время обсуждают, возможно это или невозможно, приходят к выводу, что полностью советскую систему возродить, конечно, нельзя, но какие-то элементы внедрить стоит. Все расходятся, и через несколько месяцев начинают заново, сделав вид, что предыдущих попыток не было.
Возражений против обязательного распределения множество. В стране существует свобода выбора места проживания и работы, вчерашних студентов надо где-то селить, а работа против желания не принесет пользы ни работнику, ни организации. Целевой прием студентов за счет предприятий и сейчас существует в некоторых вузах, и, кажется, всех устраивает. А вот с распределением придется еще и планировать, сколько стране нужно инженеров, врачей и учителей, где и каких, а это уже вопрос масштабных реформ государственных институтов, сопряженных с деприватизацией предприятий.
Разговоры о распределении возникают не просто так. Вопрос же не столько в том, что нет мест для выпускников, сколько в том, что нет мест, на которые они хотели бы пойти работать добровольно. Несмотря на все попытки властей реально увеличить зарплаты бюджетников так, чтобы работа стала привлекательной, не получается. Ведь не зря же говорят только об определенных профессиях, не упоминая, например журфаки или филфаки (можно подумать, там все по специальности работают). В таких условиях ничего не остается, кроме как вяло продолжать заведомо бессмысленные заявления о принудительном труде на благо страны в надежде, что когда-нибудь это поддержит Путин.