Со Сноуденом на знамени

Эдвард Сноуден остается с нами. Такой новостью порадовал россиян Дмитрий Песков, и теперь, кажется, одним шпионом в стране будет больше. Но выгодней всего для властей было бы сделать его главным русским правозащитником.

Эпопея экс-сотрудника ЦРУ Сноудена завершается в Москве. Накануне он заявил, что хочет остаться в России, и адвокат Анатолий Кучерена немедленно привез ему сменные рубашки и Достоевского с Чеховым. Надо ему про убийство старухи-процентщицы обязательно прочитать, пояснил Кучерена. Изучить, так сказать, русскую душу. Тебе, Эдвард, с нами жить.
США тем временем не оставляет попыток заполучить Сноудена обратно для "справедливого суда". Один сенатор даже на скорую руку соорудил законопроект о санкциях против стран, препятствующих его экстрадиции. Все тщетно, пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков отрезал: "Мы никого не выдавали, никого не выдаем и выдавать не будем".
Положим, Россия выдает граждан иностранным государствам, по тысяче и больше в год, статистика находится на сайте Генпрокуратуры. Песков, вероятно, имеет в виду граждан РФ. Но Сноуден пока российским паспортом не обладает (хотя с уверенностью этого, конечно, утверждать нельзя). Но мысленно он с нами, как Д`Артаньян. "На мне нет одежды мушкетера, но душой я мушкетер. Сердце мое — сердце мушкетера". Зачем паспорт, если человек душой русский? Достоевского даже читает вон. Да и одежда на нем уже есть, русские рубашки от Кучерены.
Руководство США и России не обсуждает судьбу Сноудена, добавил Песков, и все переговоры ведутся между главой ФСБ Александром Бортниковым и шефом ФБР Робертом Мюллером. Президент даже специально уехал в Туву ловить рыбу, чтобы никто не заподозрил, что он что-то там обсуждает. И даже аллегорически поймал там здоровенную щуку, как бы намекая, какую рыбину ему удалось выловить под носом у американцев в транзитной зоне Шереметьево.
Госсекретарь Джон Керри звонил вообще-то Сергею Лаврову по поводу Сноудена, просил вернуть. То есть как минимум не только Бортников с Мюллером обсуждают судьбу беглого сотрудника.
Похоже, никто американцам Сноудена уже не отдаст. Так что придется ему учить русский язык, устраиваться на работу каким-нибудь ответственным секретарем профсоюза ветеранов правоохранительных органов, или куда он там писал с просьбой о помощи, и начинать новую жизнь. Не Гавайи, конечно, где он жил раньше, но тоже ничего.
Можно, например, пристроить человека в совет директоров какого-нибудь специального банка, как Анну Чапмэн. Но гораздо лучше было бы сделать его руководителем правозащитного центра, созданного ради такого дела. Такой центр во главе с признанным разоблачителем попирателей гражданских свобод мог бы стать очень неплохой трибуной для российских властей. Если Путин, например, или Песков возражают Amnesty international, Human rights watch и американскому Конгрессу с Сенатом, это одно. А вот если то же самое будет делать Сноуден, это уже совсем другое. Главный мировой правозащитник — из России. Ради такого стоило разориться на томик Чехова.
Думается, за благополучное спасение Эдвард Сноуден согласится на такую работу. Начал же уже — раскритиковал американских "ястребов", требовавших бойкота Олимпиады в Сочи. Правда, здесь надо быть в дальнейшем аккуратным, чтобы он не начал свою общественную деятельность обращать вовнутрь. Это ведь Америке он обещал больше не вредить, а про Россию ничего не говорил.