Госкомпания "Автодор" объявила конкурс на строительство за 150 млрд рублей шестого участка трассы Москва—Петербург длиной 217 км. Основными претендентами на победу считаются компании "Аркс" и "Горкапстрой", подконтрольные Геннадию Тимченко.
Госкомпания "
Автодор
" 2 сентября объявила конкурс на строительство, эксплуатацию, содержание и ремонт участка трассы Москва—Санкт-Петербург длиной 217,1 км (между 334 и 543 км всей дороги).
Победитель конкурса должен будет построить участок с 2014 по 2018 год, после чего в течение 22 лет заниматься его содержанием и ремонтом. Дорога пройдет по территории Тверской области (Вышневолоцкий, Бологовский районы) и Новгородской области (Окуловский, Маловишерский и Новгородский районы).
Стоимость строительства составляет 149,1
млрд рублей, из которых инвестор должен будет вложить 15,96 млрд рублей. То есть километр дороги оценивается в 686 млн рублей, а один метр — в 686 тыс. рублей. Участники рынка полагают, что стоимость астрономическая и уровень "отката" в подобных проектах может достигать 50%.
К примеру, строительство продолжения
Кирочной
улицы, где работает ООО "РСУ-3", стоит еще дороже — 760 тыс. рублей, однако в этом контракте 140 млн рублей (60%) приходятся на укрепление фундаментов зданий, а еще часть — на перекладку почти всех инженерных сетей. При строительстве трассы между городами, где большая часть территории — леса, поля и болота, адекватная цена, по мнению экспертов, составляет 250–300 тыс. рублей за метр.
Это шестой, предпоследний участок трассы между Москвой и Петербургом. Конкурс на строительство последнего участка, 543–684 км, был объявлен летом, о его результатах пока не известно. Строительство участка 15–58 км уже ведется, а соглашение о строительстве участка 258–334 км было заключено в конце 2011 года.
Основным концессионером трассы является "Северо-Западная концессионная компания", которая на одну половину принадлежит французской компании Vinci, на другую — российским предприятиям, в числе которых структуры "друга Путина" Аркадия Ротенберга.
Среди претендентов на участие в конкурсе — московские компании "Аркс" и "Горкапстрой", подконтрольные Геннадию Тимченко. Последняя даже открыла офис в Петербурге. Поговаривали о переезде в Северную столицу "Аркса", но эта информация впоследствии не подтвердилась.
Некоторые петербургские дорожные строители были бы не прочь поработать на субподряде (например, такое желание изъявили в ЗАО "ПО "Возрождение" Игоря Букато). Некоторые даже самые крупные в городе компании не стали бы участвовать в конкурсе, поскольку, во-первых, у них нет договоренностей с эксплуатирующей организацией, а во-вторых, в организаторы таких крупных проектов наверняка уже определили победителей и не позволят "левым" предпринимателям выиграть конкурс.
В то же время местные дорожники опасаются выхода на местный рынок иногородних представителей. А такая тенденция между тем прослеживается, поэтому петербургские фирмы вынуждены уходить в регионы или даже страны (как "Возрождение" строит дороги в Туркмении), а некоторые — на непрофильные рынки (как, например, "Мостострой №6" строит здание Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти).
Скоростная автодорога М-11, которая пройдет через Московскую, Тверскую, Новгородскую и Ленинградскую области, является дублером федеральной трассы М-10 "Россия". Как ожидается, путешествие по ней из конца в конец сделает поездку автолюбителя дороже примерно на 2,5 тыс. рублей.