"Деловой Петербург". ОЖД запускает шаттл

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров

ОЖД запустила прямой регулярный грузовой поезд в Хабаровск и планирует организовать регулярные рейсы из Усть–Луги в Калугу, чтобы оттянуть у автоперевозчиков часть грузов.

Первый регулярный грузовой поезд (шаттл) отправился из Петербурга в середине августа, однако пока расписание его движения плавающее. В первоначальном варианте предполагалось, что он будет отправляться каждый четверг со станции Санкт–Петербург–Сортировочный–Московский, где будут собираться грузовые вагоны со всех станций петербургского узла. "По желанию грузовладельцев дата отправки была перенесена на воскресенье. Вопрос с днем отправки пока остается открытым, он будет определен к ноябрю большинством голосов клиентов", — говорит замначальника ОЖД по управлению качеством и маркетингу Кристина Малерян. По ее словам, возможно, к новому году будет запущен второй шаттл в том же направлении. Тогда доля таких составов в грузообороте петербургского узла достигнет 18%.
Главное преимущество нового подхода РЖД к обслуживанию клиентов в том, что существенно сократится время в пути, а также грузоотправитель будет четко знать, когда товар доставят в пункт назначения. При традиционных повагонных отправках сроки доставки груза непредсказуемы. "Теперь мы можем гарантировать, что через 7 – 8 дней груз дойдет до Красноярска. Это примерно вдвое быстрее, чем обычно", — говорит Кристина Малерян.
Новым сервисом железнодорожники рассчитывают переломить негативный тренд перетока грузов на автомобильный транспорт. "Если раньше автоперевозчики возили грузы в основном на расстояние до 2,5 тыс. км, то в последний год мы заметили, что некоторые компании готовы везти грузы на 4 тыс. км. Мы реализуем этот проект, чтобы сохранить свою долю рынка, внедряя зеленые логистические технологии", — отмечает Малерян.

Сроки и цены

Высокая цена на услуги железной дороги — основная причина, по которой грузовладельцы выбирают автоперевозчиков, которые готовы везти товар примерно на 15% дешевле, чем железнодорожники, и плюс к этому в понятные сроки. В связи с жесткой ценовой конкуренцией в ОЖД пока не уверены в том, нужны ли шаттлы на других направлениях, кроме западносибирского. Например, Свердловская железная дорога в направлении Казахстана, Китая — это на сегодняшний день, по словам автоперевозчиков, один из самых востребованных маршрутов, на нем весьма жесткая конкуренция между российскими и демпингующими казахстанскими перевозчиками.
"Мы пока не пользовались новой услугой ОЖД, но в западносибирском направлении она будет востребована, поскольку в этом направлении товары, как правило, перевозятся именно по железной дороге", — отмечает руководитель департамента организации перевозок компании "Евросиб" Евгений Ершов.
Также железнодорожники не планируют конкурировать с автоперевозчиками на маршруте Москва — Петербург, где курсирует львиная доля — примерно 1,5 млн контейнеров, идущих из местных портов в столицу. Автотранспортом можно довезти контейнер до Москвы примерно за 16 часов, а на доставку поездом уйдет более суток, так как кратчайший путь между Петербургом и Москвой отдан под скоростное пассажирское движение, а грузы идут в обход через Северную дорогу.
Зато в планах ОЖД на следующий год запустить регулярный поезд из Усть–Луги. Он будет ориентирован на иностранных автопроизводителей, запустивших в России сборочные производства. В ОЖД отмечают, что сейчас ведут переговоры с автокомпаниями.
По мнению участников рынка, речь прежде всего идет об альянсе Peugeot–Citroen–Mitsubishi, запустившем в Калуге сборочное производство. Автокомпоненты на него сейчас доставляют через порты Эстонии. Перенаправить этот грузопоток в Усть–Лугу — задача для РЖД вполне решаемая, если вспомнить, что в конце 2012 года железнодорожная монополия приобрела у Peugeot Citroen за 800 млн евро 75% акций логистической компании GEFCO, обслуживающей французский автоконцерн. "За счет запуска шаттла из Усть–Луги мы рассчитываем оттянуть на этот порт и на себя часть грузопотока из прибалтийских портов", — надеется Кристина Малерян.

Поживем — увидим

Опрошенные "ДП" автоперевозчики относятся к новациям железнодорожников с некоторым скепсисом. "Ничего нового железнодорожники не придумали, подобные проекты у них появлялись и раньше, но без особого успеха", — говорит генеральный директор компании "Русский логистический провайдер" Руслан Кисс.
С запуском регулярных грузовых поездов железнодорожники опоздали примерно на 50 лет. Говорю это на том основании, что когда–то руководил петербургским транспортным узлом. То, что сейчас делают железнодорожники, не представляет для автотранспортных компаний никакой угрозы. Грузов на всех хватит. К тому же грузовики могут ходить на расстояние до 5 тыс. км быстрее и пунктуальнее поезда. А из–за того, что железная дорога не может работать пунктуально, у нас очень плохо обстоят дела с международным транзитом, но, правда, немалый вклад вносит таможня, которая отнимает огромное количество времени.
Вячеслав Лазарян
генеральный директор ОАО "Совавто–С.Петербург"