Россия, Санкт-Петербург. Форум Российского и Европейского бизнеса. На снимке: Сергей Бодрунов, Советник Губернатора Санкт-Петербурга по промышленной политике.
13:4509 октября 201313:45
177просмотров
13:4509 октября 2013
Петербургское ОАО "Группа "Аэрокосмическое оборудование" Сергея Бодрунова продает структурам, близким к госкорпорации "Ростех", свои оборонные активы, а вырученные средства вкладывает в производство автокомпонентов.
В конце сентября структуры "Ростеха" выкупили у ОАО "Группа "Аэрокосмическое оборудование" (ГАО) за 500 млн рублей ЗАО "Рязанский производственно–технологический комплекс". Продажа рязанского изготовителя высокоточной механики для радара "Барс", устанавливаемого на многоцелевые истребители "Су–30МКИ", — уже третья сделка ГАО с начала 2013 года. Ранее холдинг продал структурам госкорпорации за 400 млн рублей убыточное воронежское ОАО "Электроприбор" и казанское ОАО "Радиоприбор" (авиационные навигационные, радиолокационные комплексы) за 1,2 млрд рублей.
По словам основателя и основного акционера ГАО Сергея Бодрунова, готовится еще серия сделок. "Но я не могу пока их анонсировать", — заявил он.
От копира до навигатора
Многопрофильный холдинг "Аэрокосмическое оборудование" Сергей Бодрунов начал выстраивать с 1992 года, тогда он перебрался в Петербург из Белоруссии, где на протяжении 5 лет занимался дистрибуцией копировальной техники (см. инфобокс справа).
К 2005 году завершилось формирование ОАО "Корпорация "Аэрокосмическое оборудование" (КАО). После последних сделок в составе корпорации остается около 10 предприятий (см. схему).
По словам Сергея Бодрунова, общая стоимость авиаприборостроительных предприятий составляет примерно 14 млрд рублей, однако фактически "Ростех" выкупает акции ниже оценочной стоимости.
Перераспределение активов происходит вследствие изменения государственной политики в отношении оборонно–промышленного комплекса. По словам Александра Кашина, главы "ЭГО–Холдинга", владеющего оборонными предприятиями, сейчас идет интеграция частных оборонных предприятий в государственные холдинги. Заниматься бизнесом в этой системе достаточно сложно, выжить можно только за счет внедрения передовых технологий, а для этого нужны очень большие инвестиции.
"Ростех", например, сейчас консолидирует мощности, связанные с радарной техникой. "Разработка нового радара требует серьезных капиталовложений, нужна и серьезная модернизация производства. У частных инвесторов таких денег нет", — резюмирует Сергей Бодрунов.
"Государство готово инвестировать в оборонку, но в обмен на вложения оно хочет получить долю в капитале компании, например, дополнительная эмиссия акций обменивается на государственные деньги", — поясняет Павел Плавник, глава совета директоров и основной владелец ОАО "Звезда" (выпускает дизельные двигатели для военных кораблей и готовится совместно с Минпромторгом организовать центр редукторостроения).
Новое направление
Вырученные от продажи оборонных активов средства Сергей Бодрунов инвестирует в производство автокомпонентов для сборочных автозаводов в Европе и России. Автомобилестроительные активы ГАО (более 20 заводов в РФ и Европе) объединяет ОАО "Холдинг Автокомпоненты".
Так, в 2007 году автохолдинг приобрел 30% акций хорватской компании "АД–Пластик" (бывшее югославское предприятие "Югопластика"), которое уже имеет 40–летний опыт производства автокомплектующих — пластмассовых изделий для интерьера и экстерьера автомобилей. А самое главное — продукция компании поставляется на Renault, Ford, Volkswagen, General Motors, Peugeot.
После покупки хорватской компании "Автокомпоненты" начали развивать производство в России. С 2008 по 2012 год были запущены три завода по выпуску автокомпонентов: один в Луге (Ленобласть), второй — в Калуге и третий — в пригороде Тольятти. Кроме того, автохолдинг "ГАО" приобрел более 25% калужского ОАО "Автоэлектроника" — одного из крупнейших в России предприятий, специализирующихся на разработке и производстве электронных компонентов и систем для крупнейших производителей автомобилей России и ближнего зарубежья, в частности для АвтоВАЗа.
По словам Сергея Бодрунова, обороты автохолдинга приближаются к оборотам холдинга аэрокосмического оборудования — это около 10 млрд рублей в год.
Тяжелый рынок
Эксперты dp.ru отмечают, что Сергей Бодрунов вкладывает деньги в рискованное, но перспективное направление.
"Иностранные производители зачастую приводят с собой собственных — проверенных поставщиков. Процедура одобрения местных изготовителей комплектующих очень длительна и трудоемка, не каждая компания сможет ее выдержать", — говорит генеральный директор агентства "Auto–Dealer–СПб" Михаил Чаплыгин.
По словам Олега Букина, финансового директора ООО "Металлопродукция" (производитель и поставщик автокомпонентов), заниматься автокомпонентами в РФ сложно из–за низкой маржи. Здесь дешевый труд, но его доля в себестоимости изделий невелика, зато дорого обходится оборудование — оно приобретается в кредит, а деньги в России стоят дороже, чем в Европе.
Вместе с тем участники автомобильного рынка отмечают, что большинство иностранных производителей в России далеки от полной локализации производства, поэтому потенциал местного производства автокомпонентов настолько велик, что его невозможно оценить в деньгах. Например, у Toyota локализация едва перешагнула 15%, GM, Nissan держатся в диапазоне 20 – 30%.