10:0728 ноября 201310:07
246просмотров
10:0728 ноября 2013
Энергомашбанк, получив финансовые потоки розничных сетей и других компаний Августа Мейера и Дмитрия Костыгина, станет банком федерального масштаба. Банк займется расчетно–кассовым обслуживанием, инкассацией торговых точек, кредитованием партнеров.
Компании
Августа Мейера
и Дмитрия Костыгина переходят на обслуживание в петербургский Энергомашбанк, где партнерам принадлежит около 20%. За счет новых клиентов Энергомашбанк из небольшого регионального банка, занимающего в рейтинге Интерфакса 215–е место по объему активов среди российских банков, превратится в финансовую структуру федерального уровня.
Прибавка в весе
Августу Мейеру принадлежит 19,27% акций Энергомашбанка, Дмитрию Костыгину — 1,19%. В дальнейшем партнеры хотят увеличить свои доли в банке и использовать его в качестве единого расчетного банка для своих компаний, среди которых — сети магазинов "Рив Гош", "Юлмарт" и "Улыбка радуги".
Август Мейер вопросы dp.ru перенаправил своему партнеру Дмитрию Костыгину. Тот рассказал, что его компании "Дикая орхидея" и "Любимый край" уже обслуживаются в Энергомашбанке, в процессе перехода в этот банк находятся также "Юлмарт" и "Улыбка радуги". ООО "Биг бокс", созданное в 2012 году для поиска помещений под продовольственную розничную сеть с рабочим названием NL ("Новая лента"), с самого начала работает только с Энергомашбанком. Обороты этих компаний превышают 25 млрд рублей в год, в перспективе за счет подключения "Рив Гош" и Obuv.com финансовый поток, который пройдет через Энергомашбанк, удвоится.
На всю страну
Энергомашбанк займется расчетно–кассовым обслуживанием и инкассацией торговых точек, эквайрингом и кредитованием партнеров, в том числе торговым овердрафтом.
"Юлмарт", "
Дикая орхидея
" и Obuv.com работают в более чем 60 городах России. Дмитрий Костыгин не исключает, что в будущем работа с банком будет идти по всей стране. "Компании, работающие в Петербурге, проще всего переключить на Энергомашбанк, — говорит он. — Региональные же подразделения все еще остаются на обслуживании у других банков, как правило, это два –три партнера".
Учитывая, что Энергомашбанк уже имеет опыт работы с эквайрингом и инкассацией, нарастить бизнес под обороты своих акционеров ему не составит труда. Взамен банк получит остатки на счетах данных юрлиц, комиссию с эквайринга и пласт потенциальных розничных клиентов в лице сотрудников и покупателей розничных сетей. Кроме того, банк может принять сети в качестве зарплатных клиентов. Например, количество сотрудников в одном только "Юлмарте" — более 4,5 тыс., а в "Любимом крае" — примерно 500 человек.
"Сотрудничество с крупными сетевыми розничными клиентами, в том числе за счет привлечения контрагентов данных компаний, позволит банку нарастить все ключевые показатели на первом этапе более чем на 10%", — оценивает Геннадий Ветров, генеральный директор — председатель правления Энергомашбанка. Таким образом, исходя из отчетности банка, его активы могут подняться до 15,8 млрд рублей, а чистая прибыль — до 280 млн рублей.
"Мы готовы к приходу клиентов такого масштаба. Наши менеджеры уже довольно давно обслуживают часть группы, и мы надеемся, что для наших клиентов это обдуманный и взвешенный шаг, который делает нам честь", — спокоен Геннадий Ветров.
Агитировать партнеров по бизнесу — поставщиков и клиентов — Дмитрий Костыгин не планирует, однако отмечает, что уведомлять о переходе будет.
"Я отдаю себе отчет, что даже за год перевести все компании на обслуживание в Энергомашбанк не получится, — говорит Дмитрий Костыгин, — но для компаний в Петербурге и Северо–Западном регионе это вопрос нескольких месяцев".
"Мы рассчитываем получить в Энергомашбанке банковские гарантии, открыть аккредитивы и думаем про кредитование оборотных средств, — говорит Татьяна Барановская, финансовый директор КО "Любимый край". — Очевидно, что для нашей компании эту будет дешевле, поскольку мы входим в одну группу компаний и имеем общих акционеров".
Лакомый кусок
Участники рынка отмечают, что клиентура с большими оборотами — лакомый кусок для банков.
"В обслуживании розничных сетей наибольший интерес для банка представляют остатки на расчетных счетах компаний и возможность банка пополнить свои пассивы, — говорит директор Северо–Западного регионального центра Райффайзенбанка Александр Конышков. — В случае если годовой оборот по сетям достигает $1 млрд, то предоставление услуг по эквайрингу тоже может быть выгодно банку, так как маржа в этом бизнесе колеблется в пределах 0,1–1%, а оборот безналичных операций постоянно растет". Для банка это стабильный и нерискованный доход.
Если говорить о кредитовании бизнеса аффилированных компаний, то вряд ли это актуально: лимиты на такие операции ограничены. Однако когда собственники переводят компании на обслуживание в свой банк, то они будут заботиться о его стабильности и устойчивости, так как заинтересованы в сохранности собственных средств, замечает Александр Конышков.
"Акционеры банка, являющиеся одновременно собственниками других активов, всегда стремятся контролировать свои финансовые потоки. Любой банк от этого только выигрывает", — считает Геннадий Ветров.
Домашние банки
Собственный банк в составе группы компаний потребительского рынка — не редкость для Петербурга. Так, в 2011 году местный производитель чая и кофе "Орими трэйд" приобрел небольшой региональный банк "Объединенный капитал". Как тогда пояснил Александр Евневич, генеральный директор "Орими трэйд", имея свободные средства, компания предпочла не отдавать их в управление сторонней организации, а создать и развивать собственную финансовую структуру. По его расчетам, к 2014 году "Объединенный капитал" должен войти в первую сотню банков России и стать одним из расчетных банков группы. Банк действительно серьезно улучшил свои позиции и с 750–го места по объему активов переместился на 277–е, однако в сотню так и не вошел.
Чаще ретейлеры создают с нуля собственный банк. Так, в 2011 году владелец аптечной сети "Фармакор" Александр Афанасьев открыл Банк содействия малому бизнесу (СМБ–банк), а 2 годами раньше группа компаний "Связной" на базе Промторгбанка создала Связной банк, который сейчас занимает 76–е место по объему активов.
“
Связной банк — это не кэптивный банк группы компаний "Связной". Мы никогда не обслуживали потребности розничной сети "Связной" и других проектов нашего акционера. После построения торгово–сервисной сети акционеру стало очевидно, что эту инфраструктуру можно использовать для продажи финансовых продуктов. Так родилась идея создания банка с родственным брендом, предлагающего собственные продукты. При этом с торговой сетью "Связной" мы сотрудничаем на рыночных условиях, и она не ограничена в работе с другими банками.
Евгений Давыдович
Председатель Правления Связного банка
“
Самое правильное для бизнеса, особенно группы компаний, — работать с двумя –тремя банками и выбирать лучшее предложение. Но поскольку сам я работаю только с одним банком, то добавлю важное условие: если банк один, то это должен быть крупный зарубежный или один из государственных российских банков. В ином случае даже общие акционеры не помогут вам получить выгодные условия. В целом я не вижу смысла заниматься непрофильным бизнесом. Хотя, может быть, они готовят банк к продаже? Но на ближайшие год–два после истории с Мастер–Банком это не лучшая идея.
Азат Григорьян
директор ГК "Энерго"