Бывший партнер Олега Барабанова по автохолдингу "РРТ" Андрей Ивойлов начал собственный бизнес по продаже автомобилей марки GM - в тех же помещениях, которые "РРТ" продал, чтобы погасить долги банку "Санкт–Петербург".
Владелец "
РРТ
"
Олег Барабанов
продолжает реструктуризацию бизнеса. Он продал пять автоцентров GM (два в Петербурге, по одному в Казани, Набережных Челнах, Вологде) в рамках реструктуризации долгов перед банком "Санкт–Петербург".
Теперь в этих зданиях под брендом "Р–Моторс" свои центры GM открыл бывший партнер Барабанова Андрей Ивойлов, который вышел из "РРТ" 3 месяца назад. Олег Барабанов утверждает, что долги у "РРТ" остались только перед банками "ВТБ" и "Кит Финанс", но они меньше, чем активы компании.
В свободное плавание
Андрей Ивойлов сообщил, что 3 месяца назад продал свои 7% акций в ЗАО "Автохолдинг РРТ" — головной компании холдинга — Олегу Барабанову, который в результате стал единственным владельцем "РРТ". Сумму сделки бизнесмены не раскрывают. Участники рынка оценили ее в 300 – 600 млн рублей.
Олег Барабанов пояснил, что планировал сокращать не очень доходные бренды и по итогам переговоров Андрей Ивойлов решил выйти из компании. "Мы договорились о том, что он займется GM, от которого я давно планировал избавиться. Сейчас Андрей Ивойлов использует сайт "РРТ", клиентскую базу, телефоны, а мне просто платит за пользование брендом "РРТ–Моторс", — сказал Олег Барабанов.
"У меня новый период. Я решил заняться собственным бизнесом", — рассказал dp.ru Андрей Ивойлов. По его словам, для развития бизнеса компания "Р–Моторс" 3 месяца назад взяла кредит в одном из крупных коммерческих банков. По информации dp.ru, речь идет о 500 млн рублей в банке "Санкт–Петербург".
"Р–Моторс" продает автомобили по дилерскому контракту с GM (представительство Chevrolet, одного из подразделений GM, подтвердило эту информацию). "За 2 месяца мы открыли пять центров в четырех городах под брендом "Р–Моторс". По итогам ноября будет продано в общей сложности более 500 автомобилей", — рассказал Андрей Ивойлов.
"В 2013 году падение продаж марок GM в Петербурге опережает динамику снижения авторынка города в целом. По итогам 10 месяцев продажи Opel, Chevrolet и Cadillac по сравнению с аналогичным периодом 2012 года снизились на 14%, а рынок в целом просел на 5%", — говорят в компании "Auto–Dealer–СПб".
Продажа ради кредита
Согласно СПАРК, "Р–Моторс" зарегистрирована в августе 2013 года по адресу: Пулковское шоссе, 36, лит. А., единственным владельцем является Андрей Ивойлов. Гендиректором "Р–Моторс" является Сергей Дяченко, выходец из "Инчкейп" и ГК "Аксель". Адреса центров "Р–Моторс" совпадают с адресами пяти бывших центров "РРТ". Так, на сайте центра "РРТ–Моторс" по продаже Chevrolet уже указано новое юрлицо — "Р–Моторс".
Пять центров "РРТ" проданы на аукционе в минувшую субботу. Сумма сделки составила 2,5 млрд рублей. Покупателя в компании не называют. "Р–Моторс" занимает данные автосалоны на условиях долгосрочной аренды, говорит Андрей Ивойлов. Организатор торгов ООО "Кордон" не назвало компанию, которая купила эти здания. В юрбюро "Решение", на площадке которого проводились торги, отказались от комментариев.
Любопытно, что обе эти компании были созданы в текущем году. На сайте юрбюро информации о других клиентах или торгах нет.
Вырученные средства пошли на погашение долгов перед кредиторами, в том числе перед банком "Санкт–Петербург", говорит Олег Барабанов. "Центры были проданы в рамках процесса добровольной реализации заложенного имущества по согласованию с банком. Средства, вырученные от продажи, направлены на погашение задолженности по кредитам. Банк и "РРТ" ведут переговоры о дальнейшем взаимодействии", — заявили dp.ru в банке "Санкт–Петербург".
Олег Барабанов также отметил, что сейчас ведутся переговоры о кредитовании нового направления. Он напомнил, что весной группа "ВТБ" выделила компании кредитный лимит на 3,4 млрд рублей, а кредит на 500 млн рублей в Связь–банке, полученный летом, уже погашен в октябре. В Связь–банке сообщили, что проблем с "РРТ" нет. Также у "РРТ" осталась задолженность 800 млн рублей перед банком "КИТ Финанс" (см. схему).
Кредиторы спокойны
Сейчас у "РРТ" остался 21 дилерский центр в России. В текущем году холдинг активно занимался реструктуризацией активов (см. схему). Автодилеры отказались официально комментировать события, происходящие в "РРТ", однако участники рынка давно указывают на финансовые проблемы холдинга, связанные, по их мнению, со стартом масштабной инвестпрограммы на 6 млрд рублей, которая совпала с разгаром кризиса 2008 года. На сегодняшний день Олег Барабанов оценивает активы "РРТ" в 6 млрд рублей, а долговую нагрузку на ноябрь 2013 года — в 4,2 млрд рублей.
"Все обязательства перед банком "КИТ Финанс" эта компания выполняет четко и своевременно", — был лаконичен Максим Козырев, зампредправления банка. В СЗРЦ ВТБ комментировать отношения с холдингом "РРТ" отказались.
Черная полоса
Как недавно писал dp.ru, от работы с "РРТ" в Петербурге отказался импортер Skoda в России. В сентябре в головном офисе компании прошли обыски из–за заявлений граждан, купивших у "РРТ" машины Subaru. В целом в районных судах Петербурга лежит до 400 исков от граждан к "РРТ".
"Мы ведем примерно 30 дел покупателей, подавших иски к "РРТ". В основном дела связаны с нарушением дилером срока передачи товара, — рассказывают в обществе защиты прав потребителей "Потребительский альянс". — Обычно в договоре дилер указывал, что обязуется передать машину в течение 1 месяца с момента ее полной оплаты. Дилер не отдает машины по 4–6 месяцев, и покупатели через суд требуют вернуть оплату или товар". После обращения покупателя в суд дилер на его просьбы реагирует быстрее, добавляют в "Потребительском альянсе". "Мы выдали клиентам все машины GM и выплатили все авансы. За ноябрь мы уже выдали 300 автомобилей Subaru и продолжаем выдавать их", — заявил Олег Барабанов.
Также в арбитражных судах лежит несколько десятков исков от юридических лиц, правда, суммы в большинстве из них не превышают 1 млн рублей.
По данным "Auto–Dealer–СПб", в прошлом году "РРТ" был на втором месте по продажам и занимал 6,3% петербургского рынка (11 873 проданные машины).
"По нашим данным, на бренды GM приходилось около четверти продаж "РРТ" в Петербурге. С учетом того, что холдинг также перестает быть дилером Skoda, его доля на рынке иномарок в Петербурге по итогам года упадет ниже 5%", — прогнозирует гендиректор "Auto–Dealer–СПб" Михаил Чаплыгин.
“
"РРТ" решил оставить себе самые прибыльные бренды, а остальные продать. Это изящный выход из ситуации, в которой находится холдинг. Например, Subaru — это знаковый бренд. "РРТ" давно сотрудничает с дистрибьютором и явно имеет преференции. Что касается Nissan, то это бренд, который сейчас хотят все дилеры: у него понятная маржинальность и широкий спектр моделей с локализацией производства. Конкуренция в сегменте GM высока, и окупить содержание дилерского центра непросто, не говоря уже о региональной сети.
Виталий Новиков
Управляющий Партнер "Университета Продаж"
“
Если начнется процедура банкротства РРТ, то у арбитражного управляющего будет возможность оспаривать в суде сделки по продаже активов, совершенные до начала процесса банкротства. Если суд установит, что сделки совершались с целью ущемления в правах кредиторов или вывода активов, он может отменить эти соглашения. Это непросто, если сделки по продаже зданий автосалонов и акций осуществлялись по рыночной цене.
Игорь Гущев
партнер юрфирмы "Дювернуа Лигал"