Смольный доработал стратегию развития Петербурга до 2030 года

Автор фото: Свистунова Валентина

В Смольном доработали стратегию развития Петербурга до 2030 года. Чиновники говорят, что это не просто очередная декларация. Однако эксперты и бизнесмены сохраняют скепсис. Они нашли в концепции благие намерения, но не нашли механизма их реализации.

Петербургские чиновники по итогам бесед с экспертами доработали Стратегию социально-экономического развития Петербурга до 2030 года, сообщили во вторник в Смольном. Новый вариант уже опубликован, а с губернатором Полтавченко и экономическим советом его обсудят через неделю.
"Под влиянием высказанных замечаний усилены темы поддержки малого бизнеса, создания благоприятного делового климата, борьбы с коррупцией, молодежной политики, создания арктического кластера, инновационно-технологической модернизации экономики, агломерационных процессов", — рассказали в Смольном.
Стратегии развития города на долгосрочную перспективу принимаются более или менее регулярно. Искомый год Х не успевает наступить, как старую программу уже забывают и пишут новую. Нет сомнений, что и этот вариант до 2030 года успеет измениться. Концепции всегда принимались в виде деклараций и успешно забывались по мере смены персоналий у власти и публикации новых деклараций.
В Смольном, впрочем, уверяют, что на сей раз все будет иначе. Создан специальный комитет по экономической политике и стратегическому планированию. Глава этого комитета Анатолий Котов говорит, что последние годы доказали: без четкого плана город развиваться не может, сейчас в Смольном "разложили все по полочкам", и программа будет не декларацией, а реально работающим документом.
Жизнь петербуржцев благодаря реализации всего задуманного должна стать заметно лучше. Здоровье горожан улучшится, продолжительность жизни вырастет до 78 лет, город станет "зеленым", появится 90 новых станций метро, единое парковочное пространство, сеть легкорельсовых трамваев, увеличится пешеходная сеть.
Главной движущей силой городской экономики должен стать "человеческий капитал". Вместе с тем значительная часть стратегии посвящена транспортным вопросам (метро, парковки) и теме пространственной организации (предполагается стимулировать появление рабочих мест на юге и севере города, чтобы минимизировать поток через центр).
Пока, по правде говоря, мало оснований считать, что Петербург быстро станет "умным городом", реализовав свой "человеческий капитал". Нам приятно считать себя интеллектуальной и культурной столицей, возможно, мы ею и являемся. Но рейтинг вузов Петербурга чудовищно низок. Процент "умной" экономики в ее общей структуре — невелик. Мер по стимулированию роста этого показателя — немного.
Аналогичные претензии — и к проектам развития других секторов экономики. Например, туристический потенциал у города огромный. Однако с системой навигации по городу, с уровнем доступности музеев, с качеством продвижения города на западных и восточных рынках — серьезные проблемы. Механизм их решения в стратегии не указан.
Читавшие первую версию смольнинской стратегии эксперты и депутаты городского парламента остались ею крайне недовольны. Замдиректора Института проблем транспорта РАН Людмила Баринова говорила о стилистических и орфографических ошибках и плохих переводах иностранных стратегий. Член экспертного совета комитета Госдумы Александр Ольховский — об отсутствии экономического обоснования. И так далее.
Формально в Смольном прислушались к упрекам. Депутаты говорили о необходимости усилить тему борьбы с коррупцией и поддержки малого бизнеса — такие изменения и внесены.
Недовольными остались и бизнесмены. В ноябре первый вариант концепции обсуждали на заседании союза предпринимателей. 35 млн рублей на разработку концепции потрачены неэффективно, говорили бизнесмены. Вряд ли стоило столько платить за маниловщину и красивые лозунги ("умный город", "зеленый город", "человеческий капитал") без сколько-нибудь внятного объяснения, как всего этого достичь.
"Хорошо, что такая концепция разработана, — резюмирует глава комиссии по экономике городского парламента Юрий Гатчин. — Еще с советских времен мы знаем, что планы помогают в работе. Вместе с тем пока в этом документе только благие намерения. Технологии там не прописаны. Особенно это касается промышленной политики, экологии, транспорта. Надеемся, что это будет исправлено".