"Выходной Петербург". Осудимы будете

Автор фото: Анна Волкова
Файер-шоу фанатов Зенита перед началом матча 13-ого тура СОГАЗ-Чемпионата России по футболу между командами "Зенит"(Санкт-Петербург) и "ЦСКА"(Москва)

Спортивный обозреватель dp.ru Владислав Бачуров - о правильных и неправильных стандартах боления, о том, как "Зенит" поссорился со своими фанатами, кто в этом виноват и смогут ли возмущенные болельщики добиться  своего.

Год закончился для " Зенита " символичным конфликтом с болельщиками. Перебранка тянулась в течение всего года, "Зениту" надоело страдать из–за поведения своих фанатов, так что заключительный аккорд просто по театральной логике развития сюжета должен был стать особенно ярким и, главное, международного масштаба.
Во время матча с "Аустрией" в Вене петербургские фанаты закидали соседние трибуны фаерами и чуть не сорвали матч. Дисциплинарный комитет УЕФА дисквалифицировал фанатский сектор стадиона "Петровский" на первый матч 1 / 8 финала Лиги чемпионов против дортмундской "Боруссии".
"Зенит" выступил с заявлением, что он "категорически осуждает действия тех фанатов, которые своими хулиганскими действиями чуть не сорвали матч Лиги чемпионов между нашим клубом и венской "Аустрией". Дальше в заявлении есть странная фраза, которую можно расценивать как попытку свое безвольное поражение свалить на поведение болельщиков: "Беспорядки на трибунах очевидным образом повлияли на игру нашей команды". Или все–таки игра команды очевидным образом повлияла на поведение болельщиков? Тут возникает вопрос.
"Люди, которые подобным образом ведут себя на матчах сине–бело–голубых и ставят под удар родной клуб, недостойны называться болельщиками "Зенита" — вот это уже довольно серьезное обвинение, выдвинутое в заявлении. "Клуб предпримет все зависящие от него действия, чтобы эти люди больше не попали на трибуны "Петровского" и выездные игры нашей команды".
В ответ на объединенном сайте болельщиков "Зенита" "Ландскрона" ударили обиженные фанаты: "В лице фан–клуба мы категорически осуждаем людей, кидавших пиротехнику в семейный сектор австрийцев на заключительном матче группового этапа Лиги чемпионов в Вене. Подобные поступки лишь дискредитируют все фанатское движение и не могут быть оправданы.
Также мы хотим принести свои извинения всем петербуржцам и просто любителям отечественного футбола за наш "Зенит". За предательскую, отвратительную и безвольную игру самовлюбленных футболистов. За тренера, потерявшего контроль над командой и всегда имеющего несколько отговорок, на любой случай. За клуб, который перекладывает вину за унизительное поражение на своих болельщиков, при этом всячески пытаясь обойти всем очевидный конфликт внутри команды.
Такой "Зенит" — это не только позор Санкт–Петербурга, но и всего российского футбола".
Есть три банальные футбольные истины, которые всегда в спорах и ссорах или забывают, или как–то подтасовывают. Футбол — игра для болельщиков. Болельщики, как и вообще люди, — разные (есть фанаты, есть кузьмичи, есть старики, есть дети, есть мужчины и женщины, есть богатые, а есть бедные, есть умные и глупые, есть борцы с коррупцией, а есть представители власти). Эти две истины работают на болельщиков, ради которых и существует футбольный клуб (а не для владельцев и игроков). Но есть еще и третий аспект: фанаты — это не все болельщики. Не стоит даже организованным фанатским объединениям считать, что они главные на стадионе.
Мне кажется очевидным, что неправильным (с точки зрения фанатов) болельщикам, кузьмичам, может не нравиться пиротехника, постоянная вонь и дымовая завеса, скандирование оскорблений, расизм и нетерпимость. Опять сообщу банальную вещь: нет правильных и неправильных стандартов боления. Эмоциональная составляющая может быть разной. И не всегда повышенный градус боления идет на пользу команде. Можно вспомнить акцию болельщиков "Динамо" со скандированием "Вперед, ублюдки, вперед, тупые!", которая не привела к тому, что "тупые" с удовольствием бежали в атаку.
Обструкция, которую устроили болельщики вернувшемуся из "Спартака" Быстрову, не заставила руководство клуба избавиться от нелюбимого фанатами игрока, хотя косвенно и привела к успеху. Быстров как–то сдулся, стал реже появляться на поле, чем перестал раздражать фанатский сектор.
Год заканчивается в состоянии взаимного раздражения и на высокой ноте скандала. В новом году руководству клуба конфликт придется разруливать. Потому что иногда возмущенные болельщики добиваются своего. Можно напомнить про конфликт владельца "Спартака" Андрея Червиченко с болельщиками. Тогда акция фанатов "Чемодан — вокзал — Ростов!" все–таки заставила Червиченко уйти из клуба.