Китайское направление

Делегация Петербурга во главе с губернатором Георгием Полтавченко посетила с визитом Китай. Власти Северной столицы тянет в Азию - предыдущая администрация тоже ездила и в Китай, и в Японию. Однако реализация громко анонсированных проектов оставляет желать лучшего.

Петербургскую делегацию в Китае возглавляет Георгий Полтавченко, который уже успел встретиться и подписать протокол о развитии сотрудничества с мэром города Гуанчжоу Чэнем Цзяньхуа. Официальный Смольный немедленно заявил, что планов у китайской стороны - огромное количество: обсуждались создание в Петербурге  "конгрессно-выставочного центра, парка развлечений, индустриального парка легкой промышленности, технопарка инновационных систем в сфере городского хозяйства".
Соглашение о дружбе и сотрудничестве было также заключено с властями провинции Гуандун, губернатор которой Чжу Сяодань сообщил о желании "в самые короткие сроки" разработать совместные программы сотрудничества в сфере торговли, инвестиций, культуры и образования и создать в Петербурге предприятия фармацевтического кластера и IT-технологий. Оба губернатора подчеркнули, что обсуждается вопрос о прямом авиасообщении с Гуанчжоу. Петербургская делегация осмотрела район технико-экономического развития "Логан" и приняла участие в бизнес-форуме.
Проекты прорабатываются уже довольно давно. В октябре 2013 года Полтавченко даже представил их премьер-министру Дмитрию Медведеву, кроме упомянутых, речь также шла о легкорельсовом трамвае от "Автово" до квартала "Балтийская жемчужина", построенного пулом китайских инвесторов. Медведев пообещал поручить Российскому фонду прямых инвестиций рассмотреть возможность софинансирования проектов, каковую новость, по-видимому, градоначальник и повез в Китай, и от чего будет зависеть возможность их воплощения.
Предыдущие петербургские власти также с большим интересом смотрели на Восток. И Владимир Яковлев, и Валентина Матвиенко в бытность губернаторами посещали с долговременными визитами Китай, а Матвиенко еще и Японию. У Петербурга в Китае три города-побратима: Пекин, Шанхай и Циндао, и Матвиенко летала в Поднебесную регулярно. Из Шанхая в 2005 году она привезла проект строительства в Петербурге комплекса "Балтийская жемчужина" на Юго-Западе (утвержден он был чуть раньше в Петербурге, но официальный договор подписывали в Китае). "Жемчужину" в народе окрестили "китайским кварталом", и старт проекта сопровождался бурными скандалами - скептически настроенные политики утверждали, что в Северной столице де-факто построят чуть ли не китайское гетто. Однако со временем бури улеглись и страхи не оправдались.
На этом контакты не закончились, но с конкретными результатами было хуже. В 2006 году во время очередного визита китайцев приглашали, например, участвовать в строительстве Орловского тоннеля. В 2008 году было объявлено о проектах компаний из Циндао по строительству в Петербурге завода "Хайсенс" по сборке телевизоров и мобильных телефонов, микрорайона "Умный дом" и отеля. Тогда же Матвиенко и мэр Циндао заложили первый камень в основание информационно-делового центра Петербурга в этом китайском городе. Через год здание незаметно трансформировалось просто в бизнес-центр под названием "Санкт-Петербург", и в списке центров Петербурга за рубежом Циндао не значится.
В том же году в Петербург собралась прийти и крупная сингапурская компания Flextronics, которая хотела построить завод по производству ЖК-телевизоров. Но сделку по покупке завода Elcoteq заблокировали в ФАС, а затем проект вовсе свернули  из-за того, что Flextronics не удалось найти ни одного заказчика на производство в Петербурге.
Что касается японского вояжа, то он был обставлен с большой помпой, и по итогам его презентовали немало начинаний. Sumitomo Corporation намеревалась построить в Северной столице завод по производству пластиковых бутылок, Marubeni Corporation - мусоросжигающий завод, а корпорация Mitsubishi собиралась участвовать в строительстве петербургского наземного метро и совместном производстве трамвайных вагонов. Все это не получило никакого развития. Sumitomo через несколько лет пыталось в концерне с чешской компанией Cadence завести речь о строительстве завода автокомпонентов, но также безуспешно - из-за финансового кризиса. Marubeni же в 2006 году должна была подписать соглашение об участии в строительстве ЗСД, этого также не произошло. Обе корпорации, впрочем, открыли в Петербурге представительства. Прямое авиасообщение из Петербурга в Токио, также введенное по итогам визита пожеланием губернатора, быстро отменили. Впоследствии рейсы несколько раз пытались возобновить, но всякий раз оказывалось, что направление не востребованное.
Единственным зримым итогом стало появление в Петербурге заводов Toyota и Nissan. Следом за ними со временем появились заводы Hyundai и General motors, несколько предприятий по производству автокомпонентов, что сформировало в городе новый кластер промышленности. Китайские строители работают в городе на отдельных объектах, например, они возводили "Стокманн" на Невском проспекте, но в целом соотношение заявленных и реализованных совместных проектов с китайскими и японскими инвесторами выглядит неутешительно.
Взаимный интерес здесь вполне объясним. Петербургские власти, как и российские власти, впечатляют темпы развития китайцев, быстрота достижений, а также объемы инвестиций, которые они готовы вкладывать. Для китайских бизнесменов и чиновников Петербург - прекрасное место для создания "визитных карточек" с прицелом на дальнейшее развитие в Европу, контактов с европейскими и российскими предпринимателями. Однако особенности менталитета и взглядов на бизнес российских и китайско-японских инвесторов, по-видимому, мешают воплощению замыслов.
Как говорит экс-председатель КЭРППиТ, ныне советник губернатора по промышленной политике Сергей Бодрунов, не стоит рассчитывать, что анонсированный проект непременно воплотится в жизнь: от первых встреч и подписанных протоколов до конкретного инвестиционного договора проходят порой годы, и из 20-30 проектов, предлагаемых властями потенциальным инвесторам, хорошо если один оказывается реальным после изучения всех деталей и возможностей. "Основной камень преткновения - плохой инвестиционный климат в России в целом, - объясняет Бодрунов. - Кого-то интересует земля, кого-то налоги, но в целом  у нас, скажем так,  неудачное сочетание требований государства к бизнесменам и порядка исполнения этих требований. Часто исполняют поручения те же, кто ранее допускал нарушения, а борьбу с коррупцией ведут те, кто ее "возглавляет".
Свою роль, отметил Бодрунов, играет и менталитет. У каждой нации или "блока наций" (условной, к примеру, Европы) есть свое представление о том, как вести бизнес. Если европейцы привыкли соблюдать процедуры, то в развивающихся странах эти процедуры не составлены подробно и многое приходится придумывать на бегу. "Японцы на самом деле по ментальности ближе к Европе, а в Китае очень много зависит от договоренностей, от наработанных связей, - вспоминает Бодрунов, сам участвовавший во множестве переговоров с иностранными партнерами и в качестве бизнесмена, и в качестве чиновника. - У всех свои особенности".
Для Георгия Полтавченко внимание к Востоку должно быть сопряжено и с проблемой мигрантов. Градоначальник, как известно, последовательно борется с наплывом гастарбайтеров во вверенном городе, а чрезмерно тесное сотрудничество с Китаем может привести к тому, что к среднеазиатам добавятся китайцы. Даже если на практике масштабы миграции окажутся небольшими, для разжигания публичных конфликтов этого вполне хватит.