Центр на ремонте

Автор фото: Максим Змеев

Ни штрафы, ни предписания не могут убедить подрядчиков вести работы, не срывая сроки. Только в Центральном районе сейчас десятки тротуаров и дорог закрыто и перегорожено незаконно. Власти не могут заставить строителей уважать горожан.

Корреспондент dp.ru объехал больше десятка адресов в Центральном районе, где, по данным ГАТИ, сорваны сроки строительства и ремонта. Почти везде наблюдается одна картина: строители закрывают и перегораживают дороги и тротуары не столько для самих строительных работ, сколько на время решения организационных вопросов, и объясняют свои поступки высшими целями. Бессмысленное перегораживание тротуаров на многие месяцы и годы строители называют мелочами, так же, как и штрафы, которыми их за это пытаются наказать чиновники.
Во время прогулки по центру города корреспондент dp.ru отметил, что за сетчатым забором на Караванной улице заметные работы не велись, лишь какой-то рабочий периодически переходил из одной времянки в другую. На площади Островского установлен настолько высокий забор, что происходящее за ним просто не видно. Но звуков строительных работ с площадки не доносилось. Разве что рабочие вели их бесшумно. Работы над фасадом здания на Лиговском, 43-45, вообще никакие не ведутся, хотя тротуар в одном из самых людных мест в городе перегорожен лесами. На 4-й Советской также никто не занимается восстановлением асфальтового покрытия. И таких примеров десятки.
На сайте ГАТИ приведен полный перечень работ, которые проводятся в каждом из районов, с указанием подрядчика и времени, которое ему отведено на работы. Отдельно там отмечаются адреса, по которым сроки сорваны. В ряде случаев речь идет о формальных претензиях, когда строители не могут согласовать завершение работ, хотя фактически все уже сделано, и ограничения на проход и проезд сняты. Однако зачастую претензии ГАТИ означают, что реально подрядчик не доделал что-то из того, что должен был.

Драматичная история

Например, у ГАТИ есть претензии к ЗАО "БалтСтрой", которое ведет работы в здании Большого драматического театра на Фонтанке, 65. Заказчиком работ "БалтСтроя" выступает Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации (находится в ведении Министерства культуры РФ). Здание театра после многолетнего ремонта должно открыться 27 мая. Благоустройством территории по окончании работ также должен заниматься «БалтСтрой». Однако еще 21 декабря 2013 года подрядчик  должен был снять временное ограждение и произвести работы по благоустройству.
Но синий забор не демонтирован до сих пор. Назвать территорию вокруг театра благоустроенной тоже никак нельзя. Как убедился корреспондент dp.ru, забор продолжает перекрывать проход по тротуару и занимать значительную часть улицы со стороны Степановского проезда и Инструментальной линии.
Ордер на установку забора компания "БалтСтрой" получила еще 16 сентября 2011 года, когда здание на Фонтанке поставили на капремонт. Затем в декабре 2012 года был выдан новый ордер, который на данный момент истек. "Временное ограждение не демонтировано, благоустройство не восстановлено, заявок на продление ордера от "БалтСтрой" не поступало", — уточняют в ГАТИ.
"БалтСтрой" уже оштрафован на 70 тыс. рублей за незаконную установку временного ограждения. В компании подтвердили, что ведут работы в здании БДТ, но прокомментировать причины задержки не смогли, поскольку руководитель работ на данном объекте был вне зоны доступа, и связаться с ним оказалось невозможным.
Задержка в ремонте театра объясняется, в основном, тем, что изменился проект внутренних работ: в здании решили организовать сцену-трансформер, которая изначально по проекту не предполагалась. Но сцена внутри театра, на взгляд обывателя, никакого отношения к внешнему забору и благоустройству не имеет.
По информации источников dp.ru, продлить ордер "БалтСтрой" не может из-за того, что с ним еще не продлил контракт заказчик, Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации (ФГБУ СЗД). Однако в самой Дирекции dp.ru эту информацию не подтвердили.
"Проект стоит 6 млрд рублей, люди ждут красоты, а прочее — мелочи. Процесс идет, строительство завершат в срок, к маю. Работы идут. В ходе строительства часто возникают задержки и штрафы, но это мелочи", — прокомментировали в ФГБУ СЗД.

Газовая необходимость

Неподалеку от БДТ расположилось еще одно здание-нарушитель, по которому в ГАТИ составлен протокол о срыве сроков. На площади Островского у дома 2, ведутся ремонтные и реставрационные работы по заказу ООО "Газпром экспорт", дочки "Газпрома", которая занимается экспортом газа. Их проводит акционерное общество "Монтинвест", строительная компания с головным офисом в Белграде (Сербия).
Въезда "Газпром экспорт" в свой офис с нетерпением ждут многие. Это самая богатая в России компания с выручкой более $60 млрд в 2013 году, переехав из Москвы, должна сильно пополнить бюджет города. Однако, на синем заборе, который огораживает здание и перекрывает тротуар на площади Островского, нет никаких информационных табличек об идущих работах и их исполнителе, так что пешеходам и водителям остается только догадываться о сроке окончания работ. Как обещает ГАТИ, забор должны убрать летом этого года.
В ГАТИ на застройщиков был составлен протокол еще в конце прошлого года. Сейчас дело находится на рассмотрении. Дело в том, что "Монтинвест" в конце декабря начал работы сразу же, как только подал документы на ордер на установку забора. То есть, дожидаться выдачи этого ордера подрядчик почему-то не стал. Однако в результате ордер был все-таки выдан. Установку забора разделили на две части. Разрешение на первую компания получила 27 декабря, а на вторую — только 1 февраля. Как поясняют в ГАТИ, этот факт является чем-то вроде смягчающего обстоятельства и, возможно, платить штраф "Монтинвесту" в итоге не придется.
Именно из-за такого мягкого к себе отношения подрядчики зачастую и не беспокоятся о нарушениях. Впрочем, как некоторые из них анонимно заявили корреспонденту dp.ru, бюрократия в системе получения различного рода согласований приводит к тому, что отмашки на начало работ можно ожидать месяцами, и легче заплатить штраф, чем допускать простой в работе. Соблюсти интересы строителей каждый раз оказывается проще, чем интересы горожан.
Еще один пример проблемного здания — дом прямо напротив Московского вокзала, на Лиговском проспекте, 43-45, литера а. Его фасад до сих пор не отремонтирован, хотя леса надо было снять еще до нового года. В здании находится бизнес-центр гостиницы "Октябрьская". Сейчас гости Петербурга, выходя из вокзала, видят большую растяжку, закрывающую фасад дома. ООО "Отель Октябрьская" уже получило от ГАТИ предписание по поводу этого фасада. На многих его частях сейчас нет штукатурки и краски. Подробнее об этом проекте можно прочитать тут: http://www.dp.ru/a/2014/02/12/Oktjabrskaja_investiruet/

Караван ремонтов

Еще один объект в центре города, который создает сейчас немалый дискомфорт, — это ремонтные работы на Манежной площади и Караванной улице. Там их ведет сразу несколько подрядчиков. Претензии у ГАТИ есть пока только к одному из них: ООО "ПСП Энергия" по заказу "Ленэнерго" напротив дома 12 по Караванной улице не восстановило благоустройство после ремонта аварии на электрокабеле и не переоформило ордер.
Компания должны была завершить работы еще 17 января. После этого она три раза подавала документы на закрытие ордера, и три раза получала отказ от Центра комплексного благоустройства (подведомственный комитету по благоустройству).
Как выяснил dp.ru, отказы связаны с тем, что ООО "ПСП Энергия" не может восстановить асфальт, который вскрыло для проведения работ. Компания уже оштрафована за это на 120 тыс. рублей. По информации Центра благоустройства, подрядчик кладет асфальт так, что он тут же начинает разрушаться, на дороге возникают бугры. Этим "грешат" многие подрядчики, которым не хочется качественно восстанавливать то, что разрушили во время проведения своих работ.
К тому же, сейчас на этом участке перекрыт проезд между площадью Белинского и Манежной площадью, из-за чего сужена пешеходная зона. Так что сейчас лучше обходить и объезжать Караванную стороной. Как пояснили dp.ru в ГАТИ, работы, из-за которых непосредственно перекрыт проезд, ведет "СУ-58" по заказу компании "Теплосеть Санкт-Петербурга" из-за аварии. По информации ГАТИ, ордер на проведение работ действителен до 28 февраля, так что сроки их выполнения пока не нарушены. Однако странным образом на информационном стенде на месте работ указано, что ремонт должен был завершиться еще 26 декабря прошлого года.

По-советски

Еще одни незавершенные в срок работы проходили по заказу "Ленэнерго" на 4-й Советской улице. Здесь ООО "Энерговектор" прокладывало электрокабель, и почему-то превысило объемы своих работ – раскопало асфальт на большей территории, чем это было разрешено. Более того, сейчас на этой улице тоже наблюдаются проблемы с асфальтом в пешеходной зоне. Покрытие тротуара там все в дырках. Между тем, на 4-й Советской, 4/9, находится одна из площадок детского сада №34 Центрального района. Там корреспондент dp.ru увидел десяток "припаркованных" детских колясок, ходить с которыми в отсутствии полноценного асфальтового покрытия крайне затруднительно. ООО "Энерговектор" отличилось и на улице Короленко, расположенной неподалеку. Здесь подрядчик вообще ограничил движение без соответствующего разрешения, так что его ждет штраф от 500 тыс. рублей.
Самовольные ограничения движения — одна из самых частых претензий ГАТИ. Например, только за несколько месяцев 2013 года и только за этот вид нарушений ведомство выписало штрафы более чем на 24 млн рублей. Размер штрафа по этой статье — от 500 тыс. до 1 млн рублей. Однако такой штраф, как видно, не стимулирует строителей ставить интересы горожан выше своих.