Разобравшись с основными кредиторами, ЗАО "ЛИВИЗ" осталось должно 4 млн рублей юристам, из–за чего его банкротство может пойти на второй круг. Судебные разбирательства могут лишить владельца завода Александра Сабадаша алкогольного бизнеса.
Погашение долгов перед
Рустамом Тарико, который владеет ООО "Русский стандарт Водка" (РСВ), и налоговой еще не гарантирует собственнику завода Александру Сабадашу безоблачного завершения банкротных процедур. Судебные действия ООО "Юстиниан", миноритарного кредитора ЗАО "ЛИВИЗ", предположительно связанного с экс–судьей арбитражного суда Борисом Шариковым, могут грозить владельцу старейшего ликеро–водочного завода потерей с трудом отвоеванного алкогольного бизнеса.
Битва титанов
ООО "Юстиниан", контролирующее лишь 0,5% реестровых долгов ЗАО "ЛИВИЗ", подало серию ходатайств, которые могут еще на годы затянуть дело о банкротстве завода, а при определенном стечении обстоятельств — привести к смене его собственников. Кредитор попросил суд отменить сделку по продаже заводом дочернего ООО "ЛИВИЗ" в пользу офшора Maxxim Distribution Inc., который связывают с Александром Сабадашем. Сделка была закрыта в 2007 году, незадолго до банкротства ЗАО. В обеспечение этого требования суд уже наложил запрет на дальнейшее отчуждение долей ООО. Ходатайство будет рассмотрено 25 февраля. Пикантность ситуации в том, что ООО "ЛИВИЗ" сегодня владеет как минимум 70% реестровой кредиторской задолженности ЗАО "ЛИВИЗ". Если ООО вернется в собственность ЗАО, то контроль над этим пакетом фактически получит конкурсный управляющий ЗАО Сергей Попов.
Дело о банкротстве ЗАО "ЛИВИЗ" началось в 2008 году на фоне миллиардных налоговых претензий и уголовного дела об уклонении от уплаты налогов в отношении гендиректора завода Юрия Никулина. Претензии в итоге достигли 300 млн рублей, а дело развалилось. Главная же интрига на протяжении 5 лет банкротства была в противостоянии бенефициара "ЛИВИЗа" Александра Сабадаша и крупнейшего кредитора — РСВ Рустама Тарико, которому предприятие задолжало около 160 млн рублей.
Стороны несколько раз доходили до Высшего арбитражного суда, и в итоге в конце 2012 года юристы РСВ добились введения на заводе конкурсного управления и назначения конкурсного управляющего — Сергея Попова. Сразу после этого стороны сели за стол переговоров, результатом которых стала заключенная в марте 2013 года переуступка РСВ прав требования на 160 млн рублей в пользу ООО "ЛИВИЗ". Чуть ранее то же ООО "ЛИВИЗ" погасило долги ЗАО "ЛИВИЗ" перед налоговой более чем на 340 млн рублей.
Мантия кредитора
Уже через месяц, в апреле 2013 года, суд утвердил мировое соглашение ЗАО "ЛИВИЗ" с кредиторами, предусматривавшее прощение 97,6% суммы долга и рассрочку на выплату остальной части. После этого многие миноритарные кредиторы переуступили свои требования тому же ООО "ЛИВИЗ". Сегодня, по данным суда, ООО контролирует почти 550 млн из 811 млн рублей конкурсных долгов ЗАО "ЛИВИЗ".
Лишь один кредитор — ООО "Мира", осуществлявшее юридическую поддержку завода в 2002 – 2007 годах, за которую заказчик задолжал более 4 млн рублей, — предпочел продать свои требования не собственникам должника, а родственной охранной фирме "ЧиВ". Та летом 2013 года успешно оспорила мировое соглашение, после чего в сентябре переуступила долг в пользу другой аффилированной фирмы "Юстиниан", которая и пытается теперь вернуть ООО "ЛИВИЗ" в собственность ЗАО.
Все три фирмы, по данным СПАРК, предположительно имеют связь с давним соратником Александра Сабадаша, экс–прокурором и экс–судьей Арбитражного суда СПб и ЛО Борисом Шариковым.
Если ООО "ЛИВИЗ" теперь вернется в собственность одноименного ЗАО, возникнет редкая, по словам экспертов, ситуация. "С одной стороны, руководитель ООО, назначенный еще прежними собственниками, может через судебные процедуры контролировать процедуру банкротства, голосуя на собраниях кредиторов, — рассуждает арбитражный управляющий Алексей Тренклер. — Но с другой стороны, конкурсный управляющий ЗАО с оглядкой на нормы трудового законодательства может сменить генерального директора. И тогда собственник должника практически потеряет юридический контроль над банкротством. А затем уже в рамках конкурсного производства доли ООО могут попасть к тем, кто их купит с торгов.
Причем это будет весьма выгодная покупка, так как 70% потраченных средств будет возвращено покупателю как кредитору банкрота".
Конкурсный управляющий ЗАО "ЛИВИЗ" Сергей Попов и генеральный директор "ЛИВИЗа" Юрий Никулин отказались от комментариев. Александр Сабадаш не отвечал на звонки.