ФГУП "Росморпорт" взыскало 3,4 млрд рублей неустойки с подрядчика строительства порта Усть–Луга, группы компаний "ПСТ", за срыв сроков работ по дноуглублению.
Несколько подрядов
Росморпорт
а общей стоимостью 4,5 млрд рублей ООО "Северная дноуглубительная компания" (СДК, входит в группу компаний "ПСТ") получилов 2009–2010 годах. В 2011 году подрядчик должен был закончить работы, но не выдержал сроки и в итоге вовсе остановил работы. Виной тому стали частично обрушившиеся причалы нефтяных терминалов "Роснефти" и "Новатэка". Вину за это нефтяники возложили на дноуглубителей, так как те якобы не соблюдали технику безопасности. Ростехнадзор же посчитал виновными подрядчиков самих причалов. Пока шло разбирательство, работы по дноуглублению стояли.
Нерастяжимый срок
Группу компаний "ПСТ" контролирует люксембургский офшор International Ressources S. A. Его бенефициары неизвестны. В совет директоров ГК "ПСТ" входит Николай Израйлит. Это брат Валерия Израйлита, председателя совета директоров ОАО "Компания "Усть–Луга", которое управляет портом. По данным самой ГК, в 2011 году обороты группы достигали 20 млрд рублей.
СДК основана в 2003 году специально под проект порта Усть–Луга. Компания является неизменным генподрядчиком всех дноуглубительных работ в порту Усть–Луга, общий объем которых оценивается в 15 млрд рублей.
Чтобы предотвратить выплату штрафа за срыв сроков, в 2012 году СДК обратилась в суд. Компания попыталась изменить условия договора, отодвинув сроки. В ноябре 2012 года суд встал на сторону подрядчика, но 10 февраля этого года Федеральный арбитражный суд Северо–Западного округа это решение отменил.
Это позволило Росморпорту в феврале 2014 года взыскать с подрядчика неустойку, которая к этому времени достигла 3,4 млрд рублей (из расчета 0,1% от цены контракта за каждый день просрочки). Решение о взыскании неустойки в размере 357 млн рублей по еще одному контракту по дноуглублению может быть принято в ближайшее время. СДК еще может оспорить решения в апелляции.
На грани банкротства
Даже если ФГУП "Росморпорт" одержит окончательную победу в суде, у госпредприятия могут быть сложности с получением взысканных средств. В настоящее время СДК находится на грани банкротства. В декабре на предприятии началась процедура наблюдения. В настоящий момент в судах рассматривается около сотни исков со стороны партнеров и субподрядчиков компании. Сумма их претензий пока несравнима с требованиями Росморпорта, поэтому организация, скорее всего, будет полностью контролировать процесс банкротства в случае его наступления.
Представители ФГУП "Росморпорт" в среду не ответили на запрос dp.ru. Группа компаний ПСТ планирует оспаривать решение суда. "По неизвестным нам причинам, суд не учел ни обрушение причалов, ни отсутствие бюджетного финансирования в течение нескольких месяцев 2012 года, ни явную несоразмерность размера неустойки последствиям нарушения обязательства. Фактически работы по контракту завершены, построенный объект с начала 2013 года эксплуатируется всеми заинтересованными лицами" — сообщили в компании.
"Вероятно, СДК специально выбрали крайней в этой ситуации. В ином случае пришлось бы разбираться, по чьей вине причалы были построены и спроектированы так, что сразу же сползли в воду. И тогда бы могло всплыть множество нелицеприятных вещей", — считает гендиректор Infranews Алексей Безбородов. При этом, по его мнению, на бизнесе группы компаний "ПСТ" эта ситуация не скажется, так как СДК вряд ли имеет на балансе какие–либо ценные активы.
Строительство порта в Усть–Луге началось в 1992 году. Его пропускная способность должна составить до 67 млн т грузов в год.