Генпрокуратура хочет ужесточить наказание для взяточников. Редактор dp.ru Александр Пирожков вспоминает опыт других стран в борьбе с коррупцией и объясняет, когда в России люди, не дающие и не берущие взяток, перестанут слыть в своем кругу чудаками.
Генеральная прокуратура России выступила за ужесточение наказания для крупных взяточников. Как рассказал генпрокурор РФ Юрий Чайка, выступая вчера на заседании комитета Совета Федерации, его ведомство подготовило законопроект, предполагающий отказ от применения штрафов за тяжкие и особо тяжкие преступления.
Законопроект нацелен на то, "чтобы исключить возможность откупиться за совершенные опасные преступления, например коррупционной направленности", — цитирует начальника всех российских прокуроров ИТАР–ТАСС.
Жестокость наказания за экономические преступления, как показывает обширный исторический и географический опыт, не способна отвратить людей от желания устроить себе красивую жизнь здесь и сейчас. В Советском Союзе расстреливали за крупные хищения госсобственности и сделки с валютой, но и расхитители, и валютные спекулянты не переводились. В Китае и сейчас расстреливают коррупционеров, но до последнего из них пока не добрались.
Некоторые из экономистов–любителей утверждают, что с коррупцией в азиатских странах бороться не только бессмысленно, но еще и вредно: мол, взяточничество — наша историческая традиция, и, поборов коррупцию, мы рискуем разрушить экономику, порвав в ней все связи и застопорив все процессы. Оппоненты этой точки зрения приводят в пример Сингапур, населенный преимущественно коренными азиатами, но коррупцию, как говорят, победивший.
На самом деле, конечно, неважно, тюрьма грозит коррупционеру или крупный штраф. Важна, как известно, неотвратимость наказания. Если кара настигает преступников избирательно, она превращается в инструмент давления на неугодных и противоборства влиятельных кланов.
Пока же в России приговоры судов касаются едва ли каждого тысячного взяточника и взяткодателя. По словам председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева, за получение взяток в прошлом году были осуждены 1,7 тыс. человек, за дачу взяток — 3,4 тыс. Какие бы антикоррупционные идеи ни провозглашались с высоких трибун, пока эти показатели не увеличатся раз в сто, люди, принципиально не дающие и не берущие взяток, будут слыть в своем кругу чудаками.