Крупные компании не хотят строить заводы в Петербурге и Ленобласти. Причина - дорогая земля и рабочая сила. Город и область из-за этого упустили 20 млрд рублей. Сейчас инвесторы уходят в другие регионы, например, в Псковскую область и Татарстан.
Промышленные инвесторы все чаще предпочитают Петербургу и Ленобласти другие регионы. В последние годы как минимум 10 крупных инвесторов, которые планировали построить здесь заводы, отказались от своих планов. Среди них как компании с мировым именем (Hitachi, Volkswagen, Scania, Fiat), так и менее крупные производители: "Аквафор", Emlak (лаки и краски), Esme (измерительные приборы), Maag Grupp (продукты питания). Их владельцы утверждают, что Петербург и Ленобласть неконкурентоспособны по сравнению с другими регионами: здесь слишком дорогие земля и рабочая сила, высокая стоимость инфраструктуры и непрозрачные отношения с властью. Инвесторы уходят как в соседние города Северо–Запада, так и в более отдаленные регионы (Татарстан, Тверь), а также за рубеж (Эстония).
Псков переманивает инвесторов
Самый активный наш конкурент на Северо–Западе — Псковская область, где с 2012 года развивается особая экономическая зона "Моглино". Она занимает 215 га в 8 км от Пскова. По словам вице–губернатора Псковской области Сергея Перникова, уже несколько компаний, которые хотели строить заводы в Петербурге и Ленобласти, ведут переговоры о размещении производств в ОЭЗ. Среди них Scania, MAN. "Инвесторы уходят из Петербурга, а мы их подхватываем", — пояснил он.
Завод Scania в Петербурге открылся в 2002 году. Компания хотела построить еще один в Ломоносовском районе Ленобласти, но строительство так и не началось. MAN открыл в Петербурге завод и намеревался построить здесь к 2013 году сервисный центр, но не построил. По данным генконсула Республики Корея в Петербурге Ли Ёнсу, многие корейские предприятия считают Псковскую область очень привлекательной.
Куда подальше
В числе конкурентов Петербурга и Ленобласти также Тверь, где в этом году открылся экскаваторный завод Hitachi. Ранее компания хотела построить его в Петербурге.
В Эстонии запустил два новых завода петербургский "Аквафор". Эстонский производитель мясо–молочной продукции Maag Grupp в 2011 году собирался вложиться в завод в Петербурге, но отказался от этих планов и построил предприятие в Йыхви.
В апреле Fiat заявил о возобновлении переговоров о размещении производства в России. Показательно, что в числе возможных мест дислокации Петербург больше не называют, хотя в 2000–х он был наиболее вероятным претендентом. Volkswagen также вел со Смольным переговоры о строительстве завода, но выбрал Калугу.
Ford Sollers развивает новую площадку в Елабуге гораздо активнее, чем всеволожское производство. В Елабуге Ford построит завод по выпуску двигателей стоимостью 10 млрд рублей и будет производить газовые авто. Месяц назад Ford объявил о сокращении всеволожского персонала почти на треть. В Елабуге сокращения не будет. Участники рынка предсказывают, что все закончится переносом производства из Всеволожска в Елабугу. Это было бы логично: по данным СМИ, средняя зарплата рабочих на заводах Ford в Татарстане — 15 тыс. рублей, во Всеволожске — 40 тыс. Впрочем, в компании сведения о переносе завода опровергают. Вице–президент Ford Sollers Holding по внешним связям Елизавета Новикова называет их "абсурдными слухами". "В 2015 году на заводе планируется обновление модельного ряда, мы работаем по плану, и никаких переносов не будет", — заверила она "ДП".
Дорого и долго
Причины смены географических предпочтений инвесторы объясняют одинаково: в Петербурге и Ленобласти стоимость земли, затраты на инфраструктуру и зарплату в разы выше, чем в других регионах.
Так, в "Моглино", которую Псков обеспечивает инфраструктурой, цена подключения электричества в 4 раза ниже, чем в Петербурге. Пять первых резидентов подключат бесплатно.
Глава отдела индустриальной, складской недвижимости и земли Knight Frank St.Petersburg Михаил Тюнин добавляет: в Петербурге на согласование проекта и снабжение его инфраструктурой уходит 2 года. В Эстонии по спецпрограмме для инвесторов "Легкая посадка" производство можно создать за 4 недели через Интернет. Чиновники обеспечивают полное сопровождение проекта, инженерно оснащенный участок стоит 9 евро за 1 м2, инвестор на 5 лет освобождается от уплаты налогов на землю и имущество и получает льготу по налогу на прибыль. "Строительство предприятия в Эстонии обходится в 10 раз дешевле, чем в Петербурге. Я знаю около 10 предприятий из числа наших клиентов, которые в этом году откроют в Эстонии свои производства", — говорит Михаил Тюнин.
Представители "Аквафора" объясняют: Эстония выбрана как более удобный трамплин для экспорта фильтров в ЕС. На осуществление поставки из Петербурга уходит 2–3 недели с момента получения заявки от клиента, а в Эстонии — сутки.
Удержать инвесторов
В правительстве Ленобласти не отмечают оттока инвесторов. Область привлекает их налоговыми льготами, готовит кадры, развивает инфраструктуру, говорят областные чиновники.
А вот их коллеги из Петербурга сообщили, что проблема привлечения инвестиций в промышленность обсуждалась 30 апреля на Совете по инвестициям при губернаторе. Комитет по инвестициям считает: нужно делать ставку на индустриальные парки, где будут льготы и для управляющих, и для резидентов: освобождение от налога на имущество на 5 лет, снижение налога на прибыль до 13,5% для компаний, чья прибыль превысит 70% от общей прибыли парка. Кроме того, деятельность таких парков необходимо законодательно регламентировать.
“
Петербург был выбран нами как один из наиболее привлекательных регионов, когда принималось решение о размещении завода. Но для поддержания привлекательности на фоне возрастающей конкурентоспособности других регионов нужно обновлять законодательство, расширять меры поддержки. Сейчас Петербург проигрывает другим регионам по стоимости земли, цене подключения к энергоносителям (одна из самых высоких в стране), трудовых ресурсов. Инвестировав в развитие инфраструктуры, город может стимулировать инвесторов, повысить эффективность предприятий.
Дмитрий Михайлов
президент "Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС"
“
Тенденций ухода потенциальных инвесторов из Ленобласти мы не наблюдаем. У региона есть очевидные конкурентные преимущества: возможность сбыта продукции в России и за рубеж, гибкий рынок труда. В регионе сформированы кластеры: автопромышленный, лесопромышленный, строительных материалов, инновационный и др. Мы готовим индустриальные парки за счет бюджета, разработали меры поддержки для частных инвесторов, создающих индустриальные парки в регионе: снижение налоговых льгот и арендной ставки.
Дмитрий Ялов
вице–губернатор Ленинградской области