Главную роль во второй день Петербургского международного экономического форума играл Владимир Путин, призывавший европейцев доверять России. Но никакие проблемы экономики не волновали его собеседников больше, чем тема Украины.
Выступая на пленарном заседании ПМЭФ-2014, Владимир Путин начал с места в карьер, в первых же словах констатировав, что "однополярная модель мира не состоялась, и сегодня это очевидно даже тем, кто по привычке хочет навязывать свои стандарты миру". Обойдясь без конкретики, российский президент поблагодарил тех, кто сидит в зале за "независимую позицию, свободную от текущей конъюнктуры". То есть за то, что приехали на форум, несмотря на охлаждение отношений с Западом.
Пожурив США и Европу за "нежелание видеть новых лидеров глобального развития" (и тем самым, получается, записав Россию этим новым лидером), Путин заявил, что "неспособность к поиску компромиссов и нежелание учитывать интересы партнеров порождают хаос, нестабильность и риски для мирового сообщества". Понятно, что имелся в виду "украинский вопрос" и нежелание Запада признавать законность присоединения Крыма. "Разве не очевидно, что санкции имеют эффект бумеранга и отражаются на бизнесе и экономике тех стран, которые их инициировали?" - удивлялся Путин, не вспоминая, например, о торговых запретах, которые Россия время от времени вводит то в отношении Грузии, то Украины, то Белоруссии с Прибалтикой.
Смысл выступления был в том, что Россия, хочет Запад этого или нет, имела полное право проводить в отношении того же Крыма свою собственную политику и в дальнейшем собирается проводить альтернативную политику. Уже 29 мая в Астане будет подписан договор о создании Евразийского экономического союза, так как "растет запрос на коллективное лидерство". Путину очень хотелось бы, чтобы Евросоюз взаимодействовал с ЕЭС, но пока, по его словам, договоренностей достичь не удается.
Хотя форум и называется экономическим, почти все вопросы касались политики, и сам Владимир Путин много говорил об Украине, продолжая жаловаться на то, что Киев не платит за газ. Он говорил об этом уже много раз, но на этот раз рассказал "по-семейному".
Президент в очередной раз изложил свое видение развития украинского конфликта, на этот раз подробнее: началось все с того, что Виктор Янукович собирался подписать соглашение о евроинтеграции, а Россия "доказывала, что оно не соответствует российским интересам". "На нас работает 245 предприятий Украины, если мы не будем закупать их продукцию, они просто встанут, - объяснял Путин. - Мы предлагали абсолютно цивилизованным способом провести с нами дискуссию, но нам ответили, что нас это не касается, это не наше дело. С нами не стали разговаривать. Я такого снобизма не видел. Янукович принял решение отложить подписание, провести дополнительные переговоры, за этим последовал государственный переворот. Американские и европейские партнеры его поддержали информационно и политически. И кто здесь на чьей стороне?".
Впервые, пожалуй, Владимир Путин признал роль Москвы - пусть опосредованную - в зарождении украинского конфликта. То есть все началось из-за того, что с Кремлем не провели "дискуссию" (закончиться эта дискуссия могла, понятно, только добровольным отказом Киева от соглашения с ЕС, что, собственно, и произошло). В этом изложении "с нами отказались разговаривать" как-то слишком внезапно переходит в "и за этим последовал переворот". В общем, теперь эти киевские снобы жестоко наказаны за свою несговорчивость "хаосом и гражданской войной", а также потерей Крыма. Которой, наверное, не было бы, подпиши Янукович это несчастное соглашение.
Тем не менее, сквозь зубы Путин был вынужден признать, что все-таки признает выборы президента Украины 25 мая. Модератор трижды задавал этот вопрос в разных формулировках, и дважды российский президент пытался обойтись обтекаемыми формулировками типа "отнесемся с уважением к выбору украинского народа" и "пусть сначала долги отдадут", но на третий раз все-таки сказал: "После выборов будем работать с вновь избранными структурами". Хотя он выразил надежду на то, что после выборов "будут приостановлены боевые действия", и возмутился тем, что танки обстреливают мирное население, а журналистов держат в застенках" и "где тут условия для проведения выборов", но "Бог с ним, пускай хоть так проведут".
Теперь Владимир Путин, увидев, что понимания его позиция у европейских лидеров не вызывает, поворачивает на Восток. И немало времени он уделил описанию своего недавнего визита в Китай и подписанных там соглашений по поставке газа. "Это будет крупнейшая стройка в мире", сказал он о будущих планах, включающих строительство заводов, инфраструктуры, в которую Россия вложит около $55 млрд, а Китай - $20-22 млрд.
Но и Европу Москва хотела бы не терять. Новый лидер глобального развития пока не может, судя по всему, обойтись без денег из стран - старых лидеров. Для европейских и американских инвесторов у Владимира Путина нашлись слова поддержки: "Думайте о своих выгодах и возможных дивидендах, работая в Российской федерации, не поддавайтесь давлению, шантажу, идите своим путем, и вы добьетесь успеха, а мы вам будем помогать". Он даже заявил, что и санкции - возможно, не более чем попытка США получить преимущество в торговле с Европой.
Для России торможение экономики - "очень серьезный вызов", признал Путин. Ответ на него - в изменении структуры экспорта. Ежегодно, сказал глава государства, планируется увеличивать несырьевой экспорт на 6%, ведь одного только экспорта углеводородов уже недостаточно.
Что касается готовящихся внутренних мер, то среди них Путин перечислил предоставление дешевых кредитов от ЦБ на инвестпроекты по ставке инфляция плюс один процент, технологическое перевооружение предприятий (без роста налогов все-таки не обойдется - пока повысят налоговую нагрузку на предприятия с устаревшим оборудованием), упрощение процедуры предоставления госгарантий инвестпроектам и предоставление в капитал банкам кредитов, выданных в кризис 2008-2009 годов. А к осени будет разработана программа импортозамещения в первую очередь в промышленности и сельском хозяйстве, для этого создадут фонд развития отечественной промышленности.