Северная часть ЗСД, которая недавно стала платной, в часы пик стоит в пробке. Оператор уверяет, что проблема в водителях. Доля правды в этом есть, но эксперты говорят, что можно было предугадать поведение водителей и организовать движение по-другому.
С тех пор, как 15 мая северный участок Западного скоростного диаметра (ЗСД) стал платным, подъезды к пунктам оплаты на нем периодически встают в пробки протяженностью до 3,5 км. Столько насчитал сервис "Яндекс.Пробки" у пропускного пункта на пересечении с Приморским шоссе в минувшую субботу, 24 мая. За неделю до этого, 17 мая, на ЗСД образовалась огромная пробка от КАД до Белоостровского шоссе. Вечером в выходные пробка со стороны "Скандинавии" растягивается от Белоострова до первого пункта оплаты.
Пятница и суббота — пиковое время для северного участка ЗСД. В это время водители направляются из города на дачи и в Ленобласть и хотят ускорить поездку, срезав дорогу до Белоострова через ЗСД. Дорога по самой трассе, действительно, занимает 10-15 минут. Но из-за ожидания в пробках сэкономить время удается не всегда.
Проблемой пробок на ЗСД заинтересовался
Алексей Палин
, председатель комиссии по транспортному комплексу Законодательного собрания Петербурга (ЗакСа). Он направил запрос в ООО "Магистраль Северной столицы" (МСС, принадлежит "ВТБ-Капитал" и Газпромбанку), которая обслуживает ЗСД на условиях государственно-частного партнерства. Но в МСС dp.ru сообщили, что запрос пока не получали.
Пробки создаются не из-за недавнего введения платности, а из-за изначальной ошибки при проектировании, полагает Алексей Палин. "В мою приемную стали обращаться автомобилисты, которые не понимают, почему они должны платить деньги за стояние в пробке. По их информации, в пиковые часы в среднем водитель ожидает своей очереди на въезд полчаса. Особенно напряженная ситуация складывается на северном участке в выходные дни", — рассказал он dp.ru.
По опыту Германии и Франции, избежать пробок помогает возможность выбора дороги заранее. Если автомобилисты видят пробку, то в любой момент могут выбрать альтернативную бесплатную дорогу. "Встав в пробку перед ЗСД, развернуться и поехать по бесплатной трассе уже невозможно", — отмечает Алексей Палин. В Петербурге организовать съезды у пунктов оплаты невозможно, но электронные информационные табло перед въездом на трассу могли бы оповещать о скорости движения.
В МСС его мнение не разделяют. Там все же полагают, что проблему создают сами водители. Они еще не привыкли пользоваться системой платности. "Большие, чем обычно, замедления движения на подъезде к пунктам оплаты в часы пик на южном участке наблюдались в день введения зональной тарификации 15 мая и частично 16 мая. Также наблюдались и замедления на подъездах к пунктам взимания платы на северном участке. Мы связываем это с процессом адаптации пользователей к новым условиям проезда по магистрали. Как показывает опыт на южном участке, со временем автомобилисты привыкают к правилам проезда, и пробки исчезают. В то же время, мы продолжаем рассматривать варианты решения проблем с движением на северном участке. Необходимо привлекать пользователей к использованию бескантактных смарт-карт (БСК) и транспондеров. Также предстоит окончательно довести до автомобилистов информацию о том, как следует выбирать полосы проезда", — прокомментировали dp.ru в МСС.
На северном участке из девяти полос, которые работают на въезд, шесть полос — универсальные (походят для любых видов оплаты), одна полоса — автоматическая (подходит для оплаты с помощью БСК и транспондеров) и две полосы — транспондерные (подходят только для оплаты транспондерами). Проезд по полосам с транспондерами не затруднен даже в часы пик. Поясним: транспондер — это электронное устройство, которое закрепляется на лобовом стекле для автоматической оплаты. Теоретически с ним машина должна проезжать через шлагбаум без остановки. Но из-за того, что сейчас считывающие устройства расположены слишком близко к шлагбаумам, владельцы транспондеров все равно вынуждены сильно сбрасывать скорость и даже останавливаться.
К тому же в час пик во время пробок подъехать к этим полосам оказывается непросто. Многие водители встают в очередь к ним, хотя у них и нет транспондеров. Периодически рядом дежурят консультанты, которые заранее перенаправляют машины на нужные полосы. Но если этого не происходит, то возможности для разворота перед шлагбаумом у водителя уже нет. Все, кто стоят сзади него, должны отъехать назад, чтобы водитель встал в очередь к другой будке оплаты. При этом желающих пропустить его вперед мало. Все это порождает неразбериху. К примеру, перед самым северным пунктом оплаты три полосы движения на магистрали оказываются полностью занятыми на протяжении нескольких километров, и владельцы транспондеров стоят и ждут своей очереди вместе со всеми.
Транспондер предоставляет водителям скидку на 20% на проезд по ЗСД. Чтобы заключить договор на использование транспондера (или именной БСК), можно с паспортом и реквизитами, если речь идет о юрлице, подъехать в офис МСС на ул. Краснопутиловская, д. 21, или в новый офис на Планерной, 18. Транспондер выдается за 1000 рублей, которые тут же начисляют на счет автомобилиста для оплаты проезда по ЗСД. Сейчас проехать от съезда с южной части КАД до Обводного канала можно за 70 рублей. Проезд от Приморского проспекта до трассы "Скандинавия" в Белоострове обойдется автомобилисту в 80 рублей. Таков базовый дневной тариф. Цены различаются в зависимости от класса машины, участка проезда и времени суток. Изучить тарифы можно на специальной странице на сайте МСС. "Скидки в 20% нет на платных дорогах почти ни в одной стране в мире. Мы привлекаем автомобилистов к использованию автоматизированных полос изо всех сил", — пояснили в МСС. Когда транспондерами начнет пользоваться более 30% водителей, проблемы с заездом на северный участок ЗСД исчезнут, считают в МСС.
Эксперты также полагают, что проблему с пробками решит увеличение автоматизации оплаты. "До появления пунктов оплаты пробок не было. После введения платности пробки появились. Вывод напрашивается сам собой. Слабое звено — оплата", — сказал dp.ru Александр Холодов, член координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов "Свобода выбора". Он отметил, что в США, например, проезд по многим платным трассам происходит без остановки. Деньги считываются со специальной карты на лобовом стекле или приходят водителю на дом в виде квитанции. Куда отправлять квитанцию, определяется по фотографии номера машины. Если водитель не оплачивает квитанцию в течение указанного на ней срока, ему приходит штраф. "Конечно, в этой системе неизбежны потери, если система считает информацию с карточки с ошибками или водитель подменит номера и скроется. Но в целом поток машин идет без остановки, и эти потери — мелочи по сравнению с потерями из-за пробок на ЗСД", — полагает Александр Холодов. Он признал, что полностью скопировать такую систему в России было бы трудно. Организация пересылки квитанций на дом в России обернулась бы многолетними согласованиями с многочисленными инстанциями. "Но переоборудовать транспондерные полосы так, чтобы движение по ним шло вообще без остановки, вполне возможно", — считает Александр Холодов.
Однако в МСС в ответ на это предложение пояснили dp.ru, что российские законы не позволяют организовать проезд по платной трассе без остановки. В таком случае водители могут заявить, что не знали о том, что трасса — платная, и сообщения об этом не заметили, а обслуживающая организация отвечает за то, чтобы довести информацию о платности до каждого автомобилиста.
В Европе проблемы с пробками на платных трассах решают кардинально: если образуется серьезный затор, шлагбаум открывают, и пропускают часть машин бесплатно, отмечает Святослав Данилов, руководитель региональной общественной организации автомобилистов "СПБ.АВТО". "Основные принципы работы платной трассы — скорость и комфорт. Если обслуживающая организация не может их обеспечить, она должна "подарить" проезд автомобилистам, которые испытывают трудности с заездом", — добавил Святослав Данилов.