Предприниматель Наталья Квасова развивает собственный Модный дом и планирует открытие мехового салона в Вене. Делая ставку на постоянную аудиторию, она превратила меховой салон в магазин–ателье авторского костюма, добавив в ассортимент шляпы и платья
Наталья Квасова уже становилась героем рубрики "Свое дело" в 2008 году. Тогда ее компания росла, невзирая на кризис, и предпринимательнице удалось запустить производство на Петроградской стороне площадью около 70 м2. Расширение бизнеса тогда обошлось владелице в $200 тыс. Кризисы, по словам бизнесвумен, ничуть не мешают росту компании: во время скачков на финансовом рынке люди охотнее вкладывают средства в меха. Сейчас фирма имеет стабильную аудиторию, в ООО "Русский мех" работают 18 сотрудников: скорняки, швеи, модисты (изготавливают шляпы) и коклюшники (плетут кружева).
Ассортимент компании за последние годы расширился, помимо меховых изделий в нем появились платья, шляпы, белье и др., поэтому изменилось и название бренда — меховой салон стал Модным домом Натальи Квасовой.
Оборот компании, по словам владелицы, — около 12 млн рублей в год. "Наши шубы использовали при съемках нескольких десятков сериалов и в театральных постановках, — рассказывает Наталья, — например, в "Бесприданнице" театра Ленсовета". Но путь предпринимательницы к собственному модному дому был долгим.
От заколок к мехам
По первому образованию Наталья Квасова врач, 17 лет она проработала на скорой помощи, хотя с детства увлекалась шитьем и конструированием одежды. Ее предпринимательская карьера началась в 1991 году с продажи заколок на рынке. Вскоре знакомые Натальи Квасовой, открывшие кооператив по пошиву меховых изделий, предложили ей продать несколько шуб, и в 1994 году она начала шить шубы по собственному дизайну. Сначала начинающий дизайнер брала заказы на дом, но, даже открыв небольшое ателье в подвале на Невском пр., еще 7 лет продолжала работать врачом.
Большая часть клиентов приходит в салон по рекомендации знакомых или после показов коллекций. "Реклама по телевизору и на радио, раздача буклетов покупателей не приводит, — рассказывает Наталья, — шуба — ответственная покупка, и люди выбирают салон по отзывам друзей". Для окупаемости салон должен продать как минимум 30 изделий в месяц, и обычно этот план перевыполняется.
Немалая часть успеха, считает Наталья, заключается в расположении салона на Невском пр.: помимо постоянных клиентов, которых за 20 лет работы набралось немало, в магазин часто заходят туристы, которые останавливаются в отелях рядом.
До 80% расходов компании приходится на закупку материалов — меха для основы изделий и шелка для подкладок. Самый дорогой мех — соболиный (стоимость одной шкурки составляет от $500 до $1800), а на одну шубу уходит 25–40 шкурок. Следом идут затраты на аренду помещения и оплату работы персонала. Поставщики у компании в основном зарубежные, например, часть тканей фирма приобретает на аукционе в Италии, а мех ягнят — в Бухаре (Узбекистан). Сейчас предпринимательница планирует выйти на европейский рынок, открыв салон в Вене. "Жительницы Вены одеты в основном в пуховики, совсем не изящно", — рассуждает дизайнер.
Борьба с экспортом
По оценкам специалистов, рынок меховых изделий в России растет в стоимостном выражении (на 3–5% опережая инфляцию) и падает в реальном. Это связывают с ростом рынка искусственного меха и удорожанием меха натурального. Производство меховых изделий в России оценивают в 2 млрд рублей, но, по данным ОАО "ВО "Союзпушнина", более 70% российского рынка готовых изделий из меха составляет импорт, в основном из Греции, Италии, Китая.
Владислав Ревзон, владелец мехового салона–ателье REVZON, рассказывает, что большую часть рынка в последние несколько лет занимают торговые сети, которые в основном продают недорогую китайскую продукцию. "Мы работаем уже 20 лет и наблюдаем, как рынок монополизируется, — сетует предприниматель. — Ателье выживать на нем непросто, в частности, потому, что мы не можем снижать цены".
В магазине "Мехон" добавляют, что в условиях постоянно растущих цен на шкурки спрос на меховые изделия падает. И в результате большинство ателье ориентируются на аудиторию с высоким доходом. При этом экономсегмент почти полностью занимают сети.
Марина Морозова, владелица одноименного мехового дома, добавляет, что ателье в городе не так много и становится все меньше. "На примере нашего салона заметно, что растет число индивидуальных заказов, а продажи готовых изделий падают, — говорит Марина Морозова, — места на рынке хватило бы всем, если бы не меховые выставки, которые оттягивают аудиторию и пресыщают рынок, предлагая более низкие цены".