В Петербурге сформировался рынок поставщиков музыкального контента. Ретейлеры, рестораны и фитнес–клубы предпочитают не тратиться на трансляцию хитов, работая с фонограммами начинающих авторов. Потенциальный объем рынка превышает 83 млрд рублей.
Вопросами охраны авторских прав в РФ занимается общественная Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС), созданная по инициативе известных российских музыкантов и звукозаписывающих компаний.
В прошлом году она выявила более 200 нарушений интеллектуальных прав на Северо–Западе. Среди нарушителей крупные ретейлеры и рестораны. Так, в начале июня ВОИС подала в Арбитражный суд по Петербургу и Ленобласти иск о взыскании 290 тыс. рублей с сети магазинов "220 вольт", против "Кофе СЭТ" подан иск на 254,5 тыс. рублей. Претензии ВОИС к сети "Петрович" о взыскании 345 тыс. рублей в 2013 году закончились отзывом иска. Как рассказал Виктор Адамов, исполнительный директор сети, в магазинах шла радиотрансляция, после иска ВОИС торговый дом "Петрович" обратился к услугам посредника, через которого теперь ведет трансляцию готового музыкального пакета с действующими авторскими правами.
Лакомый рынок
После введения в 2008 году части 4 Гражданского кодекса, направленной на защиту интеллектуальной собственности, к расходам предприятий сферы услуг добавились отчисления за трансляцию музыки. ВОИС начала сбор вознаграждений за использование произведений в пользу самых популярных российских исполнителей, а Российское авторское общество (РАО) — вознаграждения в пользу авторов.
В 2012 году российские сборы ВОИС составили 531,7 млн рублей, РАО — 3,38 млрд рублей. Итоги 2013 года еще не подведены, но, как сообщили в ВОИС, сумма отчислений пользователей Северо–Западного региона составляет 13% от суммы сборов по стране, ежегодный прирост составляет 18–20% по региону. Потенциальный же объем рынка поставок лицензионной музыки только для торговых объектов Петербурга превышает 83 млрд рублей.
Цена вопроса
Избежать взаимодействия с РАО и ВОИС позволяет все та же часть 4 Гражданского кодекса, которая разрешает заключать договоры напрямую с правообладателями. На рынке Петербурга услуги поставщиков музыкального контента оказывают восемь компаний, которые работают с зарубежными правообладателями или с начинающими авторами и менее известными исполнителями, чем в ВОИС и РАО.
"Благодаря своему особенному статусу, установленному законом, РАО и ВОИС не попадают под действие антимонопольного законодательства, потому их цена формирует среднюю стоимость на рынке в одностороннем порядке", — говорит Виктор Пастернак, юрист компании MediaOne ("Независимая медийная корпорация", поставщик музыкального контента). По его подсчетам, взаимодействие с независимыми поставщиками музыкального контента позволяет снизить затраты почти в 2 раза. К примеру, кафе на 50 мест должно заплатить примерно 5 тыс. рублей в месяц выплат в РАО и ВОИС, а при работе с независимыми организаторами музыкального оформления отчисления составят не более 3 тыс. рублей. "Средний ресторан в месяц платит РАО и ВОИС от 6 тыс. до 10 тыс. рублей, у посредников самый дорогой пакет обходится не дороже 3 тыс. рублей в месяц", — приводит схожие данные Дмитрий Пангаев, руководитель компании "Бубука".
Дальнейшему развитию рынка музыкального контента для магазинов, ресторанов и фитнес–клубов способствуют сами РАО и ВОИС. "Ставки ВОИС стабильны, а вот РАО ежегодно повышает их, — говорит Илья Семенов, гендиректор "Музкафе", — поэтому все больше наших клиентов переходят на музыку менее раскрученных авторов, тарифы на которую в 2 раза ниже". Одна из крупных федеральных сетей в этом году перешла полностью на такой контент, говорит Семенов.
“
Доказано, что правильное музыкальное оформление в фитнес–клубе способно увеличить результативность тренировки на 17%. Музыку мы подбираем исходя из предпочтений целевой аудитории, их исследует отдел маркетинга. Музыку для групповых занятий выбирают сами тренеры. Специализированный лицензионный контент с правом трансляции именно на групповых тренировках приобретается в соответствии с конкретной программой. Проверки, безусловно, есть, к ним мы относимся с пониманием — нам нечего скрывать, поскольку работаем исключительно "по–белому". Отчисления в ВОИС и РАО составляют порядка 1 млн рублей ежемесячно по всей сети. В ряде клубов сети сейчас используется механизм работы с посредником, это эксперимент. Если он будет успешен, я не исключаю перехода на данный вид сотрудничества в остальных клубах холдинга.
Алексей Ковалев
президент холдинга "Алекс Фитнес"