Бизнес банка "Таврический", связанный с поставками для Минобороны, не пережил сокращение военных заказов после смены команды в министерстве — кредиторы банкротят инвестиционную компанию "Таврический" с долгами 9 млрд рублей.
Подконтрольное акционерам банка "Таврический", а также сенатору Евгению Самойлову петербургское ООО "Инвестиционная компания "Таврический" банкротится. На днях заявление о вступлении в процесс банкротства подал Сбербанк, который требует с компании 2,4 млрд рублей. Общая сумма задолженности компании, получавшей при прежнем министре обороны РФ Анатолии Сердюкове многомиллиардные контракты от военных на поставку угля, достигла 9 млрд рублей.
Банк "Таврический" официально принадлежит группе акционеров, среди которых председатель совета директоров банка Олег Захаржевский, председатель правления банка Сергей Сомов, а также норвежский Sparebank 1 Nord — Norge. Бизнес банка был плотно связан с командой бывшего главы Минобороны Анатолия Сердюкова. Известно, что за время сотрудничества с Минобороны (с начала 2010 года) активы банка "Таврический" увеличились больше чем вдвое— с 20,6 млрд до 42,4 млрд рублей.
Остались без угля
Согласно
СПАРК
, половиной ИК "Таврический" владеет ЗАО "Таврический — инвест". 29% акций этого ЗАО еще недавно напрямую принадлежали банку "Таврический". Сейчас банка в составе учредителей нет, зато само ЗАО, по данным Центробанка, является акционером кредитного учреждения. Тем не менее Олег Захаржевский связь ИК "Таврический" и банка отрицает. "Есть дворец Таврический, есть улица Таврическая, но никто же их с нашим банком не ассоциирует", — говорит он. Вторая половина ИК "Таврический" находится в собственности ООО "Мирта", за которым стоят Александр и Валентина Самойловы — родители сенатора от Республики Коми Евгения Самойлова. Сам он, хотя и признает родство, неоднократно заявлял, что не имеет прямого отношения к деятельности компании.
Олег
Захаржевский
утверждает, что у банка "Таврический" не было никакого административного ресурса в прежней команде руководства Министерства обороны РФ. Тем не менее, появившись среди партнеров Минобороны в 2010 году, ИК "Таврический" всего за несколько месяцев стала основным поставщиком угля для российской армии. За 3 года существования ИК "Таврический" заключила с Минобороны и подведомственными ему структурами контрактов более чем на 15 млрд рублей.
По мнению участников рынка, на руку компании играл тот факт, что министерство под руководством Анатолия Сердюкова начало объединять небольшие региональные лоты в крупные. В результате небольшие компании просто не могли себе позволить участвовать в конкурсе из–за неподъемного размера финансового обеспечения.
Ситуация кардинально поменялась, когда министром стал Сергей Шойгу. Новому руководству Минобороны цены поставок показались несколько завышенными. В дальнейшем ИК "Таврический" контракты Минобороны больше не получала. Компания начала накапливать долги. В ноябре прошлого года банкротство компании инициировало ООО "Авантаж–Трейдинг" из–за долга 300 тыс. рублей. И уже весной этого года Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти ввел на ИК "Таврический" процедуру наблюдения. В настоящее время количество долгов приближается к 9 млрд рублей. Среди крупнейших кредиторов Сбербанк с требованиями 2,5 млрд рублей. В банке ситуацию не прокомментировали.
"По моим прогнозам, активов компании не хватит, чтобы полностью погасить задолженность", — предполагает временный управляющий компанией Владимир Татауров. По его словам, основные активы компании, в частности деревообрабатывающее производство, расположены в Республике Коми.
Проблемные активы
ИК
"Таврический" не единственное предприятие, связанное с банком "Таврический" и его акционерами, которое испытывает проблемы.
Например, в мае 2014 года введено наблюдение на ООО "СХП Смолмясо" (мясокомбинат в Смоленской области). ОАО "Котласская птицефабрика" в Архангельской области находится в стадии ликвидации. Сеть продовольственных магазинов "Морковь" структуры банка продали в начале этого года собственникам сети "КИР.24".
Еще один проект в сфере ретейла, который принадлежит банку "Таврический", — сеть мини–маркетов в бизнес–центрах "Минутамаркет". Впрочем, и он развивается не так, как задумывалось. Сети, которая насчитывала в 2013 году около 80 торговых точек, так и не удалось увеличить их количество. По данным источника в компании, не удался эксперимент и по превращению официального сайта "Минутамаркет" в интернет–магазин. Сейчас он не работает.
Самому банку "Таврический", несмотря на позитивную финансовую отчетность за 2013 год, агентство Standard & Poor в июне понизило прогноз по рейтингу до негативного. Официальная причина — рост рисков в связи со снижением темпов экономического роста и конфликтом России и Украины.
Кроме того, в последнее время его офисы в Республике Коми пикетируют дорожные строители — местные СМИ сообщают, что это работники предприятий, предположительно связанных с банком, которые тоже находятся в состоянии банкротства. Не исключено, что банк избавится от всех проблемных бизнесов, сосредоточившись только на тех, которые не приносят убытков: банковской деятельности и девелопменте. В состав бизнес–империи "Таврического" входит инвестиционно–строительная компания "Сфера", которая планирует сдать в этом году 22–этажный жилой дом в Красносельском районе и малоэтажный жилой комплекс в Приморском районе.
Шойгу и заказы
Кроме ИК "Таврический" другие петербургские предприятия также столкнулись с сокращением военных заказов после смены руководства Минобороны.
Например, "Группа
ЛСР
", на счету которой были военные подряды на десятки миллиардов рублей, в последнее время не заявляла о новых крупных заказах со стороны оборонного ведомства.
Наоборот, отказ
Минобороны
от планов по переносу Военно–медицинской академии привел к расторжению контракта с ООО "ЛСР–Строй" на проектирование нового комплекса академии в Сестрорецке. А вот компании "Конкорд" Евгения Пригожина, вхожего в кремлевские круги, новое руководство Минобороны благоволит.
В начале июня Сергей Шойгу предложил преобразовать скандально известную компанию "Оборонсервис". Предполагается, что функции по реконструкции и обслуживанию военных городков может взять на себя "Конкорд", тем более что и идею реформы министру подкинул сам Евгений Пригожин.
Наиболее вероятный претендент на исполнение функций "Оборонсервиса" — ООО "Мегалайн", принадлежащее структурам предпринимателя.
“
За последний год значительно улучшилась организация работ в сфере гособоронзаказа и подход к выбору поставщиков. Например, чувствуется четкое разделение зон ответственности внутри Минобороны. Раньше все чиновники занимались всем, теперь за взаимодействие с промышленностью отвечает заместитель министра Юрий Борисов, за армию в целом — сам министр Сергей Шойгу. Понятна программа развития отрасли, ужесточился контроль за выполнением оборонзаказа, как и должно быть в этой сфере. Из–за какой–нибудь мелкой непокрашенной детали поставщик рискует не сдать весь комплекс.
Александр Кашин
председатель совета директоров ХК "Эго–Холдинг"
“
Балтинвестбанк давно сотрудничает с рядом предприятий оборонного сектора. В этом плане говорить о каких–либо особенных изменениях, кроме тех, что обусловлены текущими экономическими условиями, вряд ли приходится. Среди клиентов банка есть ряд компаний, которые тоже сотрудничают с Министерством обороны РФ. В свое время мы наблюдали охлаждение в их отношениях с Министерством обороны — а за последний год видим и растущее количество контрактов, и значительное увеличение объемов производства.
Павел Горбунов
заместитель председателя правления Балтинвестбанка