"Деловой Петербург". Alex Fitness не худеет

Автор фото: ВАЛЕНТИН БЕЛИКОВ

Холдинг Alex Fitness (сети фитнес–клубов Alex Fitness и Olymp) планирует довести количество своих клубов в России до 200 в течение 3–5 лет, вложив в расширение более 4 млрд рублей.

Как рассказал "ДП" Алексей Ковалев, президент и основной владелец компании, у российского фитнес–рынка большой потенциал развития, который позволяет как минимум удвоить количество клубов Alex Fitness в стране. Сейчас под управлением компании 64 клуба Alex Fitness в 24 городах России и семь клубов Olymp в Петербурге и Ростове–на–Дону. По ожиданиям Алексея Ковалева, российский рынок удвоится в течение 3–6 лет.

Проверенный формат

Инвестиции в открытие одного клуба Alex Fitness в зависимости от площади составляют 30–35 млн рублей. Alex Fitness работает в базовом формате — это клубы площадью 0,5–1,5 тыс. м2 с базовым набором фитнес–услуг, а также в стандартном — клубы площадью 1,5–3 тыс. м2 с зоной единоборств, расширенным списком групповых аэробных и танцевальных программ.
Открытие клуба Olymp, который работает в премиум–сегменте, стоит дороже — около 100 млн рублей. В этих клубах площадью от 3 тыс. м2 помимо базового набора фитнес–услуг есть бассейн, сайкл–студия, салон красоты и другие услуги. Компания вкладывает в расширение как собственные, так и заемные средства.
Окупаемость каждого клуба — около 3 лет.
География развития сети — территория страны преимущественно до Урала. "Из–за удаленности нам было бы сложно управлять клубами, например, в Сибири, однако по мере развития весьма перспективными для нас также являются регионы, расположенные за Уралом", — объясняет Алексей Ковалев. Компания готова рассматривать для открытия клубов города с населением от 100 тыс. жителей, а также развивать сеть и в городах присутствия Alex Fitness.
"В городе с населением от 500 тыс. жителей могут успешно работать три–четыре Alex Fitness и один Olymp, соответственно, в городе–миллионнике это шесть–восемь Alex Fitness и два Olymp", — говорит Алексей Ковалев.

Замах на лидерство

Сеть Alex Fitness входит в число лидеров российского рынка, в 2013 году выручка компании достигла $66 млн.
Ожидаемая выручка в 2014 году — $92 млн (за счет роста сети и абонентской базы). Первый клуб за пределами Петербурга открылся в 2010 году в Москве.
Сейчас в России также работают X–Fit — более 50 в России и СНГ, "Русская фитнес–группа" (бренды World Class и "Физкульт") — 40 клубов в 14 городах России, Fitness House — 36 клубов в Петербурге, Zebra — 36, Strata Partners (бренды CityFitness и Orange Fitness) — 24, "Планета Фитнес" — около 20 клубов.
Если Alex Fitness реализует свои планы и никто из нынешних лидеров не будет развиваться такими же темпами, то холдинг из Петербурга станет крупнейшим российским игроком.
"Выполнить планы по открытию клубов не проблема, но есть вопрос их финансовой успешности", — говорит Алексей Фурсов, президент "Евразия Холдинг" (клубы Fitness House). По его словам, популярность клубов без бассейнов снижается, их окупаемость сейчас составляет 5 лет.
"В регионах России можно окупить клубы и за 3 года, но, пока Alex Fitness откроет 100 клубов, многие из них морально устареют", — говорит Алексей Фурсов. Кстати, Fitness House сейчас отказывается от клубов без бассейнов. "Мне проще перевести их аудиторию в новые клубы с бассейнами, чем пытаться спасти "сухие" клубы, популярность которых падает", — объясняет Алексей Фурсов.

Боязнь активности

Рынок фитнес–услуг наиболее развит в Москве и Петербурге, но здесь он и наиболее насыщен, выживают сети за счет нишевого формата, а также расширения в регионах. Недавно о планах развития на российском рынке заявила компания Fitness Family. Вячеслав Трактовенко планирует инвестировать 1,5 млрд рублей в расширение сети одноименных фитнес–центров и запуск сети из 40 недорогих фитнес–клубов в городах–миллионниках. "Название уже определено, но мы его не называем до официальной регистрации", — говорит Денис Горнев, директор по развитию Fitness Family. По его словам, перспективы у сети Alex Fitness хорошие и компания сможет реализовать заявленные планы.
"Компании, которые лидируют на рынке, сейчас боятся делать активные шаги, это касается как московских игроков, так и локальных лидеров, говорит Денис Горнев, — у сети Alex Fitness сильная управленческая команда, а главное — выстроенные бизнес–процессы".
Он говорит, что Alex Fitness много времени потратил на стандартизацию своего продукта, благодаря чему даже отдаленность некоторых регионов не будет проблемой для расширения сети.