"Рисков нет": разрыв единого энергокольца ударил по Прибалтике вместо Калининграда

Калининградская область почти не заметила отключения Прибалтики от БРЭЛЛ
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

После выхода Прибалтийских стран из единого энергокольца с РФ и Белоруссией полуэксклав оказался энергетически отрезан от "большой" России и перешёл на изолированный режим.

До 8 февраля 2025 года энергетический комплекс Калининградской области являлся частью кольца, в которое были синхронизированы системы Белоруссии, Латвии, Эстонии, Литвы и России. Такая ситуация сложилась исторически, в советские времена была построена магистральная инфраструктура 330–750 кВ, которая обеспечивала переток мощности в западной части Cоюза. После распада СССР независимые государства остались связаны этой системой, необходимо было договариваться о её совместной эксплуатации.
С 1991 по 2001 год действовали отдельные двусторонние и многосторонние соглашения между системными операторами стран–участниц, однако в самом начале нулевых было решено установить общие принципы организации совместной работы по существующим электросетям на единой частоте тока. Так появилось энергетическое кольцо БРЭЛЛ, названное так по первым буквам стран–участниц. Система позволяла поддерживать бездефицитную работу региональных энергосистем и их аварийную взаимопомощь.
Высшим органом управления БРЭЛЛ считалась встреча руководителей сторон соглашения, однако фактически кольцо контролировалось российским Системным оператором ЕЭС. Со временем отношения между соседними странами начали ухудшаться и Прибалтика задумалась о выходе из кольца и подключении к европейской континентальной энергосистеме.
О намерении выйти из БРЭЛЛ Литва, Латвия и Эстония официально заявили в 2017 году, хотя разговоры об этом ходили и ранее. На подготовку к разрыву энергетических отношений всем сторонам требовалось время, окончательный развод был запланирован на 2025 год.
Для энергосистемы Калининградской области это означало не только изоляцию от "большой" России, но и необходимость пересобрать собственную энергетическую инфраструктуру, не рассчитанную на автономную работу.
Базовым источником электрической энергии в Калининградской области является Калининградская ТЭЦ–2, которая входит в группу "Интер РАО". Этот источник комбинированной выработки тепловой и электрической энергии работает на основе парогазовой генерации. Второй энергоблок ТЭЦ–2 был запущен в 2010 году, и сейчас её установленная электрическая мощность составляет 900 МВт. При этом пиковое энергопотребление в Калининградской области зимой достигает значений примерно 800 МВт, так что пока станция вполне способна самостоятельно закрывать потребности региона. Изначально её строили с перспективой выхода на литовский рынок.
Однако на работу в изолированном режиме главная электростанция области рассчитана не была. Потребление электроэнергии не бывает равномерным, например летними ночами оно составляет меньше 300 МВт, в рабочее время — 500–600 МВт, и так далее. Крупные энергоблоки не умеют резко менять нагрузку, так что в Калининградской области потребовалось строительство дополнительных "малых" станций, которые не только вырабатывали бы дополнительную электроэнергию, но и балансировали бы всю систему для работы в изолированном режиме.
В итоге в период с 2017 по 2020 год в Калининградской области под управлением "Интер РАО" были введены в эксплуатацию ещё четыре электростанции: Талаховская ТЭС в Советске мощностью 156 МВт, Маяковская ТЭС в Гусеве мощностью 156 МВт, Прегольская ТЭС в Калининграде мощностью 455 МВт и Приморская ТЭС под Светлым мощностью 195 МВт. Источником топлива для всех станций, включая ТЭЦ–2, является природный газ, и только Приморская работает на угле. Она является резервной.
Тут необходимо отметить, что природный газ поступает в Калининградскую область по магистральному газопроводу Минск — Вильнюс — Каунас — Калининград. Бесперебойное газоснабжение региона обеспечивает также подземное газохранилище (ПГХ), проектная мощность которого составляет 800 млн м3 (объём оперативного резерва газа), а производительность — 12 млн м3 в сутки. С магистральным газопроводом ПХГ соединено газопроводом–отводом протяжённостью 26 км. Есть и альтернативный источник снабжения — морские поставки сжиженного природного газа. Для этого в акватории Балтики был построен специальный терминал. Хотя пока о прекращении снабжения области через магистральный газопровод речь не ведётся.
Строительство же четырёх новых электростанций обошлось в 100 млрд рублей без НДС, они принадлежат ООО "Калининградская генерация", в котором 99% у "Роснефтегаза" и 1% — у "Интер РАО", которое управляет объектами.
"Почему в области построили дополнительно столько генерации? Чтобы предусмотреть все сценарии потребления. Если оставаться силами ТЭЦ–2 — один блок на 450 МВт нужно отключить, а второй разгрузить. Но тогда случись вдруг что — и все мы сидим со свечками. Получается ненадёжное решение. Другое дело, когда генерация есть в большом объёме, разная по мощности и самая современная в части быстрого набора нагрузки и регулирования", — объяснял в 2019 году необходимость запуска станций директор ТЭЦ–2 Олег Гурылёв.
Помимо этого, в энергосистеме региона также действуют Гусевская ТЭЦ, на ней осуществляется комбинированный отпуск тепловой и электрической энергии, три ГЭС малой мощности, ушаковская ветроэлектростанция и электростанция ТЭЦ–10, принадлежащая частному предприятию.
По данным регионального правительства, в структуре генерирующих мощностей в энергосистеме Калининградской области доля электростанций АО "Интер РАО — Электрогенерация" составляет 97,9% (1879,4 МВт), АО "Калининградская генерирующая компания" — 0,7% (13,6 МВт), АО "Янтарьэнерго" — 0,1% (1,7 МВт) и электростанций промышленных предприятий — 1,3% (24 МВт).
Первые испытания по работе энергосистемы Калининградской области в автономном режиме начали проводиться в 2019 году, они были признаны успешными. К тому времени суммарная мощность калининградских электростанций составила 1,88 ГВт. Как сообщала пресс–служба правительства области со ссылкой на данные Минэнерго, это в 2 раза превышает пиковое энергопотребление региона и "позволяет в любых обстоятельствах обеспечить энергоснабжение жителей области".
Излишки электроэнергии, производимой в Калининградской области, сначала уходили на экспорт (напомним, что и ТЭЦ–2 была построена с прицелом на литовский рынок), однако в 2022 году Литва перестала закупать энергию в России и Белоруссии. По данным "Коммерсанта", это привело к тому, что выработка электростанций в Калининградской области за год упала на треть, а четыре новые ТЭЦ лишились валютной выручки. Это не могло не сказаться на тарифах для потребителей Калининградской области, но не только. По данным "Коммерсанта", потеря доходов должна компенсироваться за счёт промышленных потребителей европейской части РФ и Урала.
После событий февраля 2022 года сомнений в том, что единому энергокольцу пришёл конец, не осталось. Страны Прибалтики ускорили процесс и объявили, что отключатся от БРЭЛЛ уже в начале 2025 года, а не в конце, как планировалось изначально. Министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас в эфире радио LRT заявил, что сразу после синхронизации с Европой республика демонтирует линии электропередачи, соединявшие её с Калининградской областью и Белоруссией.
Калининградские потребители момента перехода на изолированный режим работы не почувствовали. Ни одна из организаций, осуществляющих публикацию оперативных сведений об отключении электроэнергии, таких проблем не зафиксировала. Жители региона на перебои со снабжением также не жаловались.
"По информации из главного диспетчерского центра Системного оператора, после размыкания странами Балтии линий электропередачи, соединявших их с ЕЭС России, ОЭС Беларуси и энергосистемой Калининградской области, рисков нарушения нормального режима работы российских энергосистем нет", — сообщила пресс–служба Системного оператора ЕЭС.