Семья главы РАДа Андрея Степаненко купила долю в ООО "Шоколад", связанном с экс–супругой Анатолия Чубайса.
Как стало известно "ДП", глава Российского аукционного дома (РАД) Андрей Степаненко пополам с супругой Ириной приобрели 25% петербургского ООО "Шоколад". Сумма сделки не раскрывается. По оценке участников рынка, она могла превысить 4 млн рублей.
"Я люблю сладкое. Купив часть кондитерского бизнеса, я просто реализовал детскую мечту быть поближе к шоколаду. Для меня это хобби, как и для всех других совладельцев компании", — говорит Андрей Степаненко. Согласно СПАРК, ООО "Шоколад" создано в 2006 году. Его соучредители: совладелец Балтийской юридической компании Денис Климов (25%), Татьяна Климова (25%) и Дмитрий Иванов (25%) — руководитель компании "Эври", принадлежащей Людмиле Чубайс, экс–супруге главы Российской корпорации нанотехнологий Анатолия Чубайса. А возглавляет ООО "Шоколад" Елена Ковпан — бывшая директор компании "Иль Понте", также принадлежащей госпоже Чубайс.
Сувенир ручной работы
Компания "Шоколад" производит элитные шоколадные сувениры под маркой Chocolate Point на заводе в Кировском районе. Шоколадную массу поставляют из Европы. На фабрике ее формуют. Лекала для форм художники изготавливают вручную.
"В этом бизнесе супруга занимается финансами, а я творчеством: работой с художниками, утверждением эскизов, дегустацией", — пояснил Андрей Степаненко. Предприятие производит от 1 до 5 т продукции в месяц в зависимости от сезона. Компания выполняет преимущественно корпоративные заказы. Среди ее клиентов такие крупные холдинги, как "Газпром", Сбербанк, банк "Санкт–Петербург" и "Аэрофлот". В розницу элитный шоколад Chocolate Point продают только в фирменном магазине на Мытнинской наб. в Петербурге и в московском ГУМе. Также ООО "Шоколад" сотрудничает со столичными Bosco–кафе и Bosco–барами, где его можно заказать к кофе. Стоимость шоколадных изделий варьируется от 300 рублей до 5 тыс. рублей за штуку в зависимости от размера (в линейке есть даже шоколадные картины формата А4). "Оборот бизнеса увеличивается на 10% в год. Конкурентов мало. Так что дело перспективное. Но активно инвестировать в его развитие в ближайшее время мы не планируем", — заключил Андрей Степаненко.
Премиальный сегмент
Объем рынка шоколадных сувениров в Петербурге, по данным аналитиков, составляет 100–200 млн рублей в год с учетом магазинов, кондитерских и кафе. Это премиальный сегмент, который занимает не более 1–1,5% от общего рынка шоколада, оборот которого в России оценивается в 280 млрд рублей в год, говорят эксперты "Инвесткафе".
"Сувенирный шоколад — одно из немногих направлений в кондитерском бизнесе, которое хорошо развивается. Так что тема для инвестиций выбрана верно. Жаль, что Андрей Степаненко купил кусочек фирмы не у меня. Его связи могут дать хороший импульс расширению спроса на шоколадные сувениры", — говорит Аркадий Пекаревский, владелец фабрики "Ацтек". "Мы сотрудничаем с Chocolate Point: размещаем на их производстве заказы на премиальные компоненты для нашей элитной продукции. Я очень хорошо знаю, как и из чего там делают шоколад, и могу констатировать, что это продукт очень трудоемкий, поскольку шоколад льют вручную", — говорит учредитель компании ShokoBox Андрей Шарков. По его словам, спрос на элитный шоколад раз в восемь ниже, чем на обычный. "Элитный сегмент растет не так бурно: на 8–10% в год, а не на 50%, как шоколад для среднего класса. Но растет стабильно", — заключил он.