Редактор dp.ru Лилия Агаркова - о том, что такое социальное предпринимательство, и о том, как оно прижилось в России.
Социальное предпринимательство — новинка для России, и суть его пока не понятна ни гражданам, ни самим предпринимателям: если это бизнес, он должен быть прибыльным, если все–таки благотворительность, то не нужно лукавить и называть это предпринимательством. Но чаще всего сами предприниматели просто начинают дело, направленное на исправление каких–либо социальных ошибок в обществе, и затем обнаруживают, что могут на своем примере показать: это занятие будет приносить доход.
Полученные таким путем средства помогут тем, кто действительно в этом нуждается. То есть социальные ошибки будут исправлены: не заняты инвалиды — им дадут рабочие места, бездельничают студенты — их займут полезным трудом. Именно таких начинающих бизнесменов–любителей, а в дальнейшем социальных предпринимателей, третий год собирает Высшая школа менеджмента СПбГУ и в течение года обучает их, как монетизировать предприятие.
Проект поддерживает Ситифонд, который тратит на подобные начинания $1 млн в год и ведет просветительскую деятельность в 160 странах мира. Руслан Беляев, управляющий Ситибанком в Петербурге, на вручении дипломов социальным предпринимателям сказал, что фонд не покупает образовательные услуги, а ждет социального эффекта от вложений в образование.
Журналист Влада Гасникова писала о транспорте. И вдруг поняла, что жизнь проходит впустую, и пошла работать в фонд "Ночлежка". Ей удалось наладить производство сувениров (майки, кружки с интеллектуальными надписями), чтобы всю прибыль от проекта направлять на помощь бездомным, — и жизнь обрела смысл. Считать ли это эффектом, который ожидает Ситифонд?
Психолог Ольга Эгель организовала мастерскую для инвалидов и обучает их ткацкому ремеслу. Неожиданно выяснилось, что на предметы интерьера, которые выпускает мастерская, есть спрос со стороны магазинов, торгующих сувенирами. Пройдя обучение социальному предпринимательству, Ольга поняла, как превратить услуги по занятости в бизнес.
Сейчас в мастерской обучаются 35–40 человек. Полученная прибыль позволит расширить производство и принять на обучение больше желающих, которые сейчас стоят в очереди. Режиссер по профессии, Мария Сопова создала киностудию "Жираф", где кино снимают дети — сами пишут сценарии, работают на съемочной площадке и занимаются производством. Более года Мария вкладывала в проект личные средства. Уже появились заказчики на клипы и документальные фильмы, созданные детьми, — спрос есть.
Таких историй у ВШМ в этом году 70. Может быть, действительно мир может меняться к лучшему такими вот маленькими шажками.