В популярных местах Петербурга продают шарики с "веселящим газом". Несмотря на кратковременный наркотический эффект, наркотиком он официально не признан. Бизнесмены, под крышей заведений которых распространяют закись азота, переживают, что так они потеряют вменяемых клиентов. Контролирующие органы не вправе изменить ситуацию, к тому же считают, что и контролировать нечего.
Улететь на шарике можно в переносном смысле. В них продают закись азота, или так называемый веселящий газ. Вдыхаешь его и становится весело. Оксид азота, используемый в разных концентрациях в автомобильных двигателях для ускорения, в пищевой промышленности в качестве пропеллента и в медицине для анестезии, можно купить рядом с известными в Петербурге клубами, а то и внутри.
Опознавательный знак у торговцев очевидный — воздушный шарик, привязанный к автомобилю, который не очень похож на свадебный. Шарик наполняют газом из баллона при покупателе. Рассадником в народе считается ночной клуб "Воздух" на Южной дороге Крестовского острова. В вечер расследования dp.ru он был закрыт. Встретить автомобили с шариками можно и на улице Рубинштейна. Корреспондент dp.ru обнаружил такой недалеко от теннисного корта на той же Южной дороге.
"Обдолбаются, как обезьяны, и по заборам лазают"
"Да возле всей этой грядки ночных клубов постоянно идет торговля", — говорит владелец детского теннисного центра Роман Курбатов, известный также как владелец первой вегетарианской сети кафе "Троицкий мост". Его беспокоит, что люди в наркотическом угаре отпугивают вменяемых клиентов. "Некоторые обдолбанные могут и по заборам корта лазить, а в теннис у нас и до полуночи порой играют, мы сейчас купол поставили, а если на него полезут? С четырех метров упасть — мало не покажется". Торговцев, по словам Курбатова, не смущает даже пункт милиции, который совсем рядом.
Владелец Open Bar на Петровской косе Андрей Афиногенов вынужден был закрыть свое заведение. Говорит, что устал бороться с тем, что его использовали в качестве площадки для торговли "веселящим газом". Теперь он перестраивает бар под место для регистрации свадеб — с выездной регистрацией на свежем воздухе и так далее. Насколько тесно связано решение владельца переформатировать ресторан именно с веселящими шариками, а не с рыночными причинами — вопрос исключительно к нему самому.
"К бару подъезжала машина, — рассказывает Андрей Афиногенов, — с нее начинали продавать шарики с веселящим газом. Говорят, что его берут из больниц и, якобы, он совсем не вреден. Но это неправда: я видел, как девушка, вдохнувшая газ, упала в обморок".
Ресторатор считает, что государство должно расследовать использование пограничных наркотических средств, таких как шарики, которые вроде как бы и не являются наркотиком, но продаются именно как "веселящий газ", и остановить незаконную торговлю в городе. Девять ночных клубов, которые работают на Петровской косе, объединили усилия, чтобы покончить с засильем наркоторговли и даже запускали патруль, который летом отслеживал продавцов шариков и отгонял их от вверенных площадок.
Заразительный смех
"Лучше сразу дышать, ты хоть умеешь? — интересуется хриплым голосом продавец, забирая 150 рублей. — Потом выветрится, толку не будет". В принципе толку не было и сразу. Газ без вкуса и запаха организмом остался почти незамеченным, немного снизилась координация. Возможно, показалось.
Бывалые тусовщики описывают в Сети свои ощущения так: заразительный смех, подъем настроения, легкость и прочие радости. Сторонники напирают, во-первых, на абсолютную легальность, во-вторых, на безвредность — газ полностью выводится из организма за 15 минут.
Противники закиси азота пугают кислородным голоданием, обмороками. Все дело в пропорциях с воздухом. Но якобы безопасной считается пищевая закись азота, смешиваемая с кислородом. В пищевой промышленности она используется для производства баллончиков со взбитыми сливками. Также закись азота закачивают внутрь вакуумных упаковок.
ФСКН промахнулся
В начале сентября 2012 года тогдашний главный санитарный врач
Геннадий Онищенко
выражал через СМИ обеспокоенность продажами "веселящего газа" через интернет. Главный нарколог Минздрава Евгений Баюнов тогда предположил, что рост популярности закиси азота произошел после введения рецептурной продажи кодеиносодержащих препаратов.
Уже через пару недель руководитель ФСКН
Виктор Иванов
заявил, что "веселящий газ" станет наркотиком. Его обещали внести в "список номер два" — перечень наркотических средств, подлежащих контролю. В декабре он же сказал, что в ФСКН передумали: процент употребляющих "веселящий газ" был равен статистической погрешности — мелковато для федерального ведомства.
Согласно постановлению правительства, регламентирующему процедуру внесения веществ в реестр наркотических и сходных с ними средств, у Минздрава и ФСКН на это равные права. Оба ведомства могут вносить соответствующие проекты постановлений. Пресс-службы Минздрава и ФСКН несколько раз отправляли корреспондента dp.ru друг к другу, заявляя, что закись азота — не их вотчина, и искренне удивлялись ответам оппонентов. В пресс-службе Минздрава в итоге перестали отвечать на звонки. Оба ведомства так и не ответили на официальные запросы издания.
В приватных беседах сотрудники регионального ФСКН говорят, что большой проблемы с закисью азота не наблюдается. Спрос небольшой, торговцы работают якобы не так уж публично. Ситуацию сравнивают с торговлей спайсами несколько лет назад. Тогда дельцы, пользуясь несовершенством законодательства, сначала спокойно снимали торговые площади. Оттуда их выдавливали административными методами. Местные власти по советам прокуратуры не продлевали договора аренды, спецназ формально для экспертизы изымал сотни пакетов вещества, взламывая двери и укладывая всех лицами в пол. Лишнее внимание людей в масках не идет на пользу никакому бизнесу, и сейчас продавцы спайса сидят в тени, работают по методу закладок. Проблема так и не решена: на внесение каждой новой смеси в наркотический реестр торговцы сразу же отвечают изменением формулы, продолжая формально работать в рамках закона.
Бренд на газе
Сайты и паблики "ВКонтакте", предлагающие легально улететь, находятся сходу. Ассортимент огромный, большим компаниям — скидка. Можно купить 10-литровый баллон за 4100 рублей, его хватит на 250-300 шариков. В Москве ситуация еще интереснее. Одна компания даже сделала себе на газе вполне узнаваемый бренд. Из этических соображений dp.ru его не указывает. Если в Петербурге торгуют не то чтобы очень открыто — общаются в основном личными сообщениями, то в столице фирмы снимают себе офисы, указывают на сайтах расчетные счета — все по-взрослому.
Врачам уже не смешно
Самую чистую, медицинскую, закись азота используют для наркоза в стоматологии. Однако многие клиники сегодня поворачиваются в сторону других, более безопасных анестетиков. Существует мнение, что оксид азота вреден и для медперсонала.
Так, например, поступили в клиниках "
МЕДИ
". По словам их анестезиолога-реаниматолога Антона Пузырева, сегодня существуют более эффективные аналоги — десфлюран и севоран. Последний, по сравнению с закисью азота, действует быстрее и сильнее, но без "дурачливого" эффекта. Кроме того, "веселящий газ" может вызывать тошноту.
Производитель не в курсе
Единственный в России производитель закиси азота ООО "ТД "
МедГазСервис
" находится на территории профильного завода ОАО "Фосагро-Череповец", Вологодская область. По данным ФСКН на 2012 год, завод производит до 1200 тыс. тонн закиси азота ежегодно. Более свежих данных в компании выяснить не удалось. Напуганные звонками специалисты, все как один, просили обращаться с официальным запросом или напрямую к директору.
Гендиректор Денис Дмитриев уклонялся от разговора с dp.ru неделю и, по словам его секретаря, так и не освободился. Запросы также не дали результата. Максимум, что удалось вытянуть из одного сотрудника компании, — дежурный ответ. "Медицинская закись азота продается исключительно организациям, у которых есть лицензия на медицинскую или фармакологическую деятельность, — сказал один из специалистов. — По пищевой — это не ко мне". Этот вопрос контролируется Минздравом. Те, кто продают газ на сторону, рискуют таких лицензий лишиться.