Проход крейсера "Аврора" по Неве без всякой рекламной кампании превратился в культурное событие, собравшее сотни тысяч зрителей. Возвращение "Авроры" через два года, очевидно, соберет не меньше зрителей. На такой любви можно и нужно зарабатывать. Как "Авроре" снова не выстрелить вхолостую, dp.ru выяснял у представителей турбизнеса и организаторов массовых мероприятий.
В воскресенье, 21 сентября, жители Петербурга и туристы провожали крейсер "Аврора" в Кронштадт. Несмотря на сравнительно поздний анонс и почти полное отсутствие рекламы, за событием наблюдали сотни тысяч человек. Однако ни город, ни частники не сумели вовремя организовать бизнес на этой любви. Не продавались ни сувениры с "Авророй", ни спонсорские пакеты, не строились платные VIP-трибуны для уважаемых граждан. Права на трансляцию общегородского праздника не распространялись среди российских и, допустим, китайских телеканалов. Турфирмы не успели сформировать специальные программы для иностранных туристов. Молодые бизнесмены не догадались расставить на набережных и крышах платные подзорные трубы. Кондитеры не выпекали пирожные "Аврора", а пекари — крендели "Крейсер", попутно выплачивая роялти за право использования бренда.
Надо отметить, что речь о заработках на символе города идет не только в Петербурге. Во всех крупных туристических городах власти и бизнес зарабатывают и на Соборе Парижской богоматери, и на Биг Бене, и на статуе Свободы, и на Кремле — какими бы глубокими и сакральными не были значения этих символов для города и горожан. Тем более, что пока "Аврора" стояла на своем месте, мало кто считал чем-то кощунственным продажу сувениров возле нее и платные экскурсии по крейсеру. Если даже в Пушкинских горах считается нормальным собирать деньги с туристов, то за красивую упаковку истории об "Авроре" и подавно можно. Главное — соблюсти свойственный Петербургу вкус и чувство такта.
Уже сейчас понятно, что возвращение корабля на историческую стоянку привлечет не меньше внимания горожан и туристов. Если первую возможность город упустил, то к возвращению можно начинать готовиться уже сейчас. Что нужно делать, dp.ru выяснял у бизнесменов.
Город мог бы заработать на увеличившемся потоке туристов, если бы мероприятие проанонсировали хотя бы за полгода, считает заместитель директора "Балтик Трэвэл" Иван Фильков. Из буксировки "Авроры" нужно было делать шоу: проход крейсера по Неве можно было совместить с парадом других известных раритетных кораблей. "Еще одна идея — реконструкция революционных событий, тем более, что крейсер проходил мимо Зимнего. Стрелять в его сторону — необязательно", — на всякий случай уточнил Фильков.
На фото: Буксировка крейсера "Аврора". 21.09.2014 года.
На организацию ушло бы несколько десятков миллионов рублей, примерно прикидывает Фильков, но город вернул бы эти средства с лихвой через налоги.
"Еще больше людей покупали бы сувениры, жили в гостиницах, ели в ресторанах", — говорит он. Организовывать специальную трибуну для наблюдения с платным входом бизнесмен смысла не видит: другие места заборами не огородишь. Однако можно было бы продавать билеты на крыши с хорошим обзором, правда, такие точки, как правило, не очень вместительны. В качестве примера он приводит крыши на Пироговской набережной, гостиницу "Санкт-Петербург", а также дома по маршруту следования крейсера.
"Обилетить просмотр — невозможно, вообще на таком событии крайне сложно заработать напрямую", — говорит коммерческий директор "Вест-трэвэл" Сергей Хохлов. Но можно вложиться в инфраструктуру. Он предлагает обустроить площадки для наблюдения с мощными стационарными биноклями, которые автоматически начинают работать после оплаты. Стоимость ради хорошего оборота должна быть символической.
"Как зарабатывать на том, что ничего не стоит? Наверное, мы включим возвращение, как событие, в экскурсию, распечатаем перед этим дополнительные брошюры про историю крейсера", — говорит генеральный директор турфирмы "Мир" Валерий Фридман. Он солидарен с коллегами относительно необходимости хорошей рекламной кампании, которую нужно начинать, как только станет известна дата возвращения.
Против платной трибуны высказался и президент PMI Евгений Финкельштейн, максимум — организовать площадку, где будет проходить тематический концерт. Он считает, что город при желании мог бы не просто отбить расходы на буксировку, а даже заработать на спонсорском пакете. Идеальным временем для возвращения "Авроры" Финкельштейн называет "одну из суббот, ближе к августу", когда в городе почти ничего не происходит, но туристы, тем не менее, приезжают.
"Представьте, на билбордах, на телевидении, по радио, в интернет-СМИ — повсюду! — заранее анонсируют триумфальное возвращение "Авроры". Параллельно продается спонсорский пакет, — описывает возможный проект Евгений Финкельштейн. — Развешанные вдоль пути следования билборды спонсоров попадут в социальные сети зрителей, да хотя бы флаг спонсора повесить на "Аврору" — на такое компании дают деньги с большим удовольствием. "Аврора" плывет, рядом с каждым мостом разведенным, если дело вечером происходит, фейерверки — красота! Фишек тут можно придумать сколько угодно. Мероприятие массовое, не хуже концерта".
Для формирования туристической репутации города право на телетрансляции подобных событий, по словам Финкельштейна, также нужно раздавать бесплатно: чем больше зрителей увидят красивый город, тем больше приедет туристов. Городу также необходимо зарегистрировать на себя туристические бренды: на "Авроре" и так все зарабатывают, а город с этого ничего не получает. "Любая городская реликвия должна принадлежать городу, он должен иметь с нее доход, а не только обирать предпринимателей налогами", — резюмирует президент PMI.
В качестве еще одной "сумасшедшей идеи" можно было, например, устроить массовую распродажу права выстрелить в честь "Авроры" из пушки Петропавловской крепости. Такая услуга — выстрелить в полдень из пушки — есть и сейчас. Но во время прохождения Авроры можно устроить целую канонаду, собрав кучу денег с любителей пальнуть.
В комитете по туризму вопросу dp.ru удивились и оперативно ответить на него не смогли. "Комментарии любых событий, связанных с "Авророй" не входят в компетенцию Комитета", — формально ответили на аналогичный вопрос в пресс-службе комитета по культуре, посоветовав обратиться в Минобороны.
"Мне кажется, слово "заработать" не вполне уместно, когда речь идет о всеобщем символе, — говорит вице-губернатор Петербурга, курирующий вопросы культуры, Василий Кичеджи. — Но праздник мы, безусловно, устроим". Подобный вопрос городские власти пока не обсуждали: для начала нужно определиться со сроками возвращения крейсера на пристань. Пока они туманны. Вице-губернатор также отметил, что власти готовы обсудить предложения бизнеса и поддерживают совместную работу в этом направлении.
Контракт с Кронштадтским морским заводом, где будут ремонтировать крейсер, рассчитан на 45 дней. Но работы могут затянуться до 2016 года. В Кронштадт крейсер отбуксировали за пять часов. Для этого в светлое время суток развели три моста: Троицкий, Дворцовый и Благовещенский. В операции принимали участие 11 вспомогательных судов, буксиров и катеров.
Крейсер "Аврора" — крейсер первого ранга Балтийского флота типа "Диана". На воду судно спустили в 1900 году. Оно принимало участие в нескольких войнах XX века. По версии советской историографии, в октябре 1917 года выстрел "Авроры" стал сигналом к началу штурма Зимнего дворца и революции.