"Деловой Петербург". Портовый анклав

Автор фото: summagroup.ru

Группа "Сумма" Зиявудина Магомедова инвестирует $40 млн в удвоение пропускной способности своего терминала на Балтике с нынешних 200 тыс. TEUs в год до 400 тыс. TEUs. Работы будут завершены к 2018 году.

Группа " Сумма " Зиявудина Магомедова к 2018 году увеличит пропускную способность своего контейнерного терминала в Балтийске (Калининградская область) с нынешних 200 тыс. TEUs в год до 400 тыс. TEUs. Предполагаемая стоимость проекта — $40 млн.
Однако участники петербургского рынка сомневаются, что обновленный терминал составит конкуренцию портовым мощностям Петербурга и Ленобласти.

Растущий грузопоток

Проект включает в себя строительство складской площадки (площадь — 2,2 га) на северной стороне гавани, зданий и сооружений терминала, в том числе пункта пропуска. Также предполагается реконструировать существующий причал с целью увеличения допустимых нагрузок и построить новый паромный причал для приема и обработки судов Ro–Ro. Кроме того, компания проведет дноуглубление акватории на подходах к своему терминалу до 10,5 м.
"В 2013 году проект получил положительное заключение Главгосэкспертизы, был взят в аренду у Росморпорта дополнительный причал, — говорят в группе "Сумма". — Проект обусловлен хорошим потенциалом роста грузооборота".
Владеет калининградским терминалом входящее в группу "Сумма" ООО "Балтийская стивидорная компания" (БСК). Ее руководителю Султану Батову удалось увеличить грузооборот терминала более чем в 4 раза за 7 лет, и это стало одной из причин его назначения на должность генерального директора ОАО "Новороссийский морской торговый порт" — главного портового актива группы, отмечают в "Сумме".
Выручка БСК за 2013 год превысила 448 млн рублей, а грузооборот — 166 тыс. TEUs. "Реализуемый проект ориентирован на растущий грузопоток в направлении Калининградской области. Основными грузополучателями являются активно развивающиеся автосборочные предприятия региона", — пояснили в БСК.

Островной порт

Контейнерные перевозки — один из немногих сегментов морских грузоперевозок, демонстрирующих стабильный рост: за 8 месяцев они выросли на 6,4%, до 32 млн т (8% от всего грузооборота портов РФ). Но петербургские эксперты неоднозначно оценивают перспективы порта в Балтийске.
"Этот порт при достаточном развитии, в частности инвестициях в дноуглубление, сможет принимать океанские суда благодаря удобным, прямым подходам — составить конкуренцию портам Гамбург, Росток, Гданьск и оттянуть грузопоток от финских портов, с которыми традиционно конкурируют российские порты на Балтике", — говорит Руслан Кисс, гендиректор ЗАО "Русский Логистический Провайдер".
Главный недостаток порта в Балтийске, по словам эксперта, в том, что анклав отрезан от России — прямого сухопутного пути из него нет, все, что он сейчас может предложить, так это удобные фидерные линии, а вот если бы РЖД смогли договориться о выгодном транзите, то ситуация могла бы измениться кардинально в пользу Калининграда. Но в это мало кто верит.
"Разговоры о том, чтобы запустить поезда через Литву, идут с момента развала СССР. Стороны ни о чем не могут договориться. Вот если бы Литва вступила в Таможенный союз, тогда у калининградского порта появился бы шанс. Но готов поставить ящик коньяка, что этого не произойдет. Так что калининградский порт будет обслуживать только местные компании. Ни о какой конкуренции петербургскому порту и речи быть не может", — уверен Алексей Шуклецов, исполнительный директор ООО "Феникс" (строит порт в Бронке).
"Меня смущает инвестиционная политика группы "Сумма" — при всем моем уважении, они скупают все, что блестит, но не уверен, что у них получится в Калининграде что–то путное", — предположил один из экспертов.