"Деловой Петербург". С "Зенитом" мы попали в точку

Автор фото: summagroup.ru

Группа "Сумма" миллиардера Зиявудина Магомедова намерена построить Финляндскую улицу в Колпино, а также заняться водоснабжением в Петербурге. Чем интересна группе "Сумма" Северная столица, рассказал "ДП" вице–президент группы Константин Панин.

"Сумма" стала спонсором трансляций матчей "Зенита" на смольнинском канале "Петербург". Зачем вам это? Рассчитываете на лояльность администрации? Кто вас попросил о спонсорстве?

— В основных регионах присутствия мы всегда участвуем в таких проектах. Например, на Дальнем Востоке, где у нас уже есть активы, а в скором времени нами будет построен новый порт Зарубино, мы создали хоккейный клуб "Адмирал" и теперь являемся его совладельцами. О проблеме с трансляциями "Зенита" мы узнали из прессы. Мы посчитали, что сможем сделать что–то важное как для Петербурга, так и для компании, которая хочет стать более известной в городе. Внимание, которое уделяется теме трансляций "Зенита", показало, что мы попали в точку. К тому же теперь заставка "Суммы" появляется перед каждым матчем, для нас это хорошая реклама.

В мае вы подписали соглашение с французским холдингом Veolia Environnement, чтобы реализовать несколько проектов в сфере ЖКХ. Как развивается сотрудничество, создано ли уже совместное предприятие?

— Да, проект активно развивается. Все процедуры, необходимые для создания совместного предприятия, практически завершены. Сейчас мы изучаем конкретные проекты в Петербурге, в которых намереваемся участвовать.

В каких именно? Вы говорили, что собираетесь заниматься водой и мусором.

— Да, так и есть. Сейчас эти идеи конкретизируются, уточняются детали. Мы изучаем все сферы, в которых у Veolia есть опыт. Я бы сказал, что мы смотрим на сектор "Городское хозяйство" в самом широком смысле.

С кем из городских властей вы обсуждаете эти проекты, ведете переговоры?

— Мы в тесном контакте с представителями городских властей, которые курируют интересные нам сферы, но раскрывать детали переговоров пока преждевременно.

А есть у вас хотя бы примерный бюджет, сколько вы готовы вложить в совместное предприятие?

— Этот вопрос пока также обсуждается с нашими партнерами. Размер вложений будет зависеть от того, какие проекты мы выберем в качестве первоочередных.

Входящая в группу компания "Стройновация" выиграла конкурс на пробивку Финляндской улицы, но его отменили по решению ФАС. У вас есть предположения, почему были отменены результаты конкурса?

— Мы не строим догадок. Но, конечно, обращает на себя внимание тот факт, что организация, по жалобе которой отменили итоги конкурса, даже не участвовала в нем. По предписанию ФАС заказчик внесет изменения в комплект конкурсной документации и объявит конкурс заново.

Вы будете снова участвовать?

— Да, готовим повторную заявку. Мы не стали оспаривать решение ФАС в суде, понимая, что это только затянуло бы сроки реализации важного для города проекта.

Многие в Петербурге считают вице–губернатора Марата Оганесяна человеком группы "Сумма", так ли это? Связан ли ваш интерес к городским проектам с его появлением в Смольном?

— Мы знакомы с Маратом Мелсовичем по его работе в Минкультуры, когда он в буквальном смысле слова спасал реставрацию Большого театра, а мы были подрядчиком на этом объекте. Наверное, об этом и вспомнили после его назначения на пост вице–губернатора. Но интерес к городским проектам мы проявляли задолго до его прихода в правительство. Мы смотрели конкурсы в регионе и раньше, в одном из них даже участвовали, но неудачно. Хотя сейчас активность выше. Если раньше "Стройновация" вела крупные проекты в строительстве трубопроводов, то теперь компания диверсифицирует портфель заказов. Дорожное строительство стало одним из приоритетов. Сейчас у нас 16 крупных объектов дорожного строительства на сумму около 50 млрд рублей.

Как у вас складываются отношения с Маратом Оганесяном? Общались с ним по поводу конкурса на Финляндскую улицу, он поддерживает вас?

— У нас нормальные рабочие отношения. Конкурс на пробивку Финляндской улицы не требует обязательных консультаций с вице–губернатором, подача заявки на такие торги — обычный, даже рутинный процесс для подрядчиков.

Вы хотите создать совместный бизнес с французами: построить терминал в Роттердаме. Как сказывается на этих проектах обострение политической ситуации?

— Иностранный бизнес относится к санкциям гораздо осторожнее, чем политики. В Голландии, правда, некоторые члены городского совета Роттердама высказывали мысль о том, что российскому инвестору не место в крупнейшем порту Европы. Но это мнение оказалось в меньшинстве. К тому же нас поддерживает мэрия города, которая является основным акционером порта.

Почему у вас возник интерес к проектам Смольного, какие ставки группа делает на Петербург?

— Этот интерес возник не вчера, ему уже точно больше 10 лет. Еще в начале 2000–х годов мы начали в Ленобласти строить Приморский торговый порт (ПТП). С него началось создание стивидорного бизнеса "Суммы". ПТП был первым, потом уже мы вместе с партнерами объединили его с Новороссийским портом, а еще позже через покупку FESCO добавился порт Владивостока. Одна из ключевых компаний нашего инжинирингового бизнеса, ООО "Стройновация", зарегистрирована в Ленобласти. Она не только возводила Приморский порт, но и участвовала во втором этапе строительства Балтийской трубопроводной системы. Еще одна наша инжиниринговая компания — "Глобалэлектросервис" — участвовала в строительстве энергетического кольца Петербурга: прокладывала кабель 330 Кв по дну Финского залива. Сейчас мы завершаем строительство подстанции "Василеостровская".
Кроме того, в Петербурге давно работает "Сумма Телеком" — ее сеть охватывает 4,5 тыс. домов в 13 районах города, инфраструктура компании покрывает 90% территории внутри КАД. У Объединенной зерновой компании, акционером которой является "Сумма", в городе работает дочернее предприятие "Резервхлеб" — это элеваторы и склады емкостью свыше 90 тыс. т зерна. Сейчас на них хранится продукция Росрезерва и продовольственного фонда Петербурга.
Помимо бизнеса с городом нас тесно связывают интересы в гуманитарной, образовательной, благотворительной сферах. Мы поддерживаем Европейский университет, представлены в его попечительском совете, участвовали в реставрации Кронштадтского собора, причем не только как один из подрядчиков, но и как спонсор. В 2012 году мы завершили реставрацию Дома Петра I в голландском городе Заандаме, копия которого была осенью доставлена в Петербург, а позже установлена в музее "Коломенское" в Москве. Этого, на наш взгляд, более чем достаточно, чтобы считать Петербург и область одним из основных регионов присутствия группы "Сумма".

В 2011 году "Сумма Телеком" приобрела петербургского провайдера "Реалнет–СПб". Какие у компании дальнейшие планы?

— В IV квартале этого года планируем завершить интеграцию компании "Реалнет" в наш телекоммуникационный бизнес. Потом будем смотреть, что делать дальше. Безусловно, есть стремление наращивать абонентскую базу. Кстати, купив права трансляции "Зенита", мы получили рекламное время на канале "Санкт–Петербург", которое отдадим "Сумме Телеком". Надеюсь, это прибавит ей абонентов.

Как складываются взаимоотношения с РЖД в развитии Приморского порта?

— Приморский порт занимается сегодня исключительно перевалкой нефти и нефтепродуктов, поступающих по трубопроводной системе. Там можно как минимум дополнительно построить нефтепродуктовый терминал мощностью 3,3 млн т, а как максимум — несколько терминалов по перевалке сухих грузов. Для реализации этих проектов надо построить железную дорогу. На региональном и федеральном уровнях есть поддержка, есть понимание, что железная дорога там необходима. Правительство РФ еще в мае 2012 года целевым образом перечислило "Российским железным дорогам" 7,5 млрд рублей на развитие участка железной дороги от Выборга до станции Ермилово. Это как раз то, что нужно для развития порта Приморск. Но… темпы освоения этих средств оставляют желать лучшего. Мы надеемся, что в течение ближайших лет этот проект все–таки будет реализован.
 
 

Компания

Группа "Сумма"

> Основной акционер, председатель совета директоров — Зиявудин Магомедов.
> Основные активы "Суммы": группа "НМТП", объединяющая терминалы в трех портах РФ — Новороссийске, Приморске, Балтийске ("Сумма" контролирует 27,8% НМТП), и транспортная группа FESCO (32,5%).
> Консолидированная выручка НМТП за 2013 год — $928,1 млн, группы FESCO — $1,1 млрд.