Экс топ–менеджеры холдинга "А1" Андрей Царев, Егор Сирота, Игорь Литвак и Алексей Шавров отбиваются в суде от ответственности по долгам ЗАО "ИВИ–93" на 2 млрд рублей, к которой их привлекают Связь–Банк и ВЭБ.
На прошлой неделе в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти поступило уточненное ходатайство Связь–Банка по делу о банкротстве строительной компании "ИВИ–93" о привлечении к субсидиарной ответственности по долгам компании, которые составляют 2 млрд рублей, офшора Lumnifolk Ltd (он владеет 100% ЗАО), экс–гендиректора компании Игоря Выходцева, а также бывших членов ее совета директоров.
Именно с советом директоров кредиторы связывали свои надежды на получение денег. В ходе конкурсного производства все активы были выведены из компании, и кредиторам не досталось ни рубля. К этому заседанию банку удалось достоверно выяснить имена членов совета директоров: ими оказались экс–топ–менеджеры холдинга "А1" (бывший "Альфа–Эко", один из крупнейших в стране игроков рынка слияний и поглощений в 1990–е и 2000–е годы), входящего в "Альфа–групп". Это Андрей Царев, Игорь Литвак, Алексей Шавров, Егор Сирота, основатель "ИВИ–93" Роман Свирский и шесть малоизвестных лиц: Андрей Цешинский, Тамара Громова, Татьяна Синельник, Светлана Треногина, Марина Постолакина, Ольга Клюгина и Игорь Пьянков.
Сложный выбор
Первые четверо — опытнейшие менеджеры, акулы рынка M&A, входили в совет директоров "ИВИ–93" с конца 2007 года, когда "А1" выкупил компанию, до осени 2008 года, когда стала ясна перспектива ее банкротства. После этого 24 октября 2008 года все они покинули совет директоров тонущего застройщика, а сменили их вторые шестеро.
Суд, изучив материалы ходатайства, решил привлечь к делу пока лишь последний состав совета. То обстоятельство, что назначенцы, по–видимому, не имели связи с настоящим собственником застройщика и едва ли могли реально принимать решения, приведшие к неплатежеспособности в октябре 2008 года, суд пока не изучал.
Великолепная четверка
Из четверых "альфовцев" только Андрей Царев по–прежнему имеет отношение к "Альфа–групп". Во время процедуры оздоровления "ИВИ–93", завершившейся одним из самых громких банкротств 2008 года, он был вице–президентом "А1". В 2010 году он возглавил совет директоров сети кинотеатров "Кронверк Синема", принадлежащей "А1". В 2011 году переехал в Новгород, где стал гендиректором ЗАО "ДС–Контролс" (СП "Альфа–групп" и General Electric). В этой должности он работает и по сей день. В "ДС–Контролс" в пятницу сообщили, что Андрей Царев недоступен для комментариев.
Игорь Литвак, также входивший в правление "А1", в 2010 году покинул "Альфа–групп", чтобы возглавить инвестиционную дирекцию группы "ИСТ" Александра Несиса, которая курировала проекты, оценивавшиеся в $600 – 900 млн. В группе "ИСТ" воздержались от комментариев по поводу возможностей привлечения ее топ–менеджера к ответу по долгам, возникшим на прошлом месте работы.
Егор Сирота после ухода из "Альфы" в 2011 году возглавил подразделение инвестбанка "Ренессанс Капитал" — "Ренессанс–Инвестиции", а затем в 2013 году, по данным участников рынка, вошел в состав учредителей инвесткомпании "Садовое кольцо". 25 сентября 2014 года эта инвесткомпания приобрела на торгах в Российском аукционном доме за 300 млн рублей участок 1,3 тыс. м2 на Воскресенской наб. в Петербурге, принадлежавший обанкротившемуся холдингу "Строймонтаж" и проданный за долги перед Сбербанком в 1 млрд рублей. В "Садовом кольце" не ответили на запрос "ДП".
Экс–управляющий директор "А1" Алексей Шавров уволился из "Альфы" в 2010 году. В 2012 году он был назначен вице–президентом АФК "Система" Владимира Евтушенкова. Проработав в этой должности 1 год и 1 месяц, он был назначен президентом ОАО "Ситроникс", но уволился уже в июне 2013 года. Теперь он ищет работу. Связаться с ним в пятницу не удалось.
Технический момент
Ни в Связь–Банке, ни в сменившем его в реестре кредиторов "ИВИ–93" ВЭБе не стали официально комментировать ситуацию. Поэтому неизвестно, как отнеслись в этих кредитных организациях к тому, что выходцев из "Альфа–групп" пока не удалось привлечь не то что к ответственности, но даже к участию в деле. Впрочем, по словам источника, близкого к процессу, суд исходил из чисто формальных оснований: банкирам пока не удалось раздобыть сведения о домашних адресах искомых физлиц, тогда как о членах последнего перед банкротством совета директоров "ИВИ–93" все данные в деле имеются, поэтому проблем с их привлечением в дело не возникло. "Это вопрос чисто технический, дело времени: нам их просто надо уведомить", — уверен он.
Следующее заседание по ходатайству Связь–Банка назначено на 23 октября 2014 года.
Кто эффективнее
По оценкам экспертов, топ–менеджеров меняют в предбанкротный период либо для того, чтобы обезопасить их от субсидиарной ответственности, либо для того, чтобы новые менеджеры сумели восстановить платежеспособность должника. Учитывая послужной список "альфовцев", скорее верится в первый вариант.
“
Если бы передо мной клиент ставил задачу привлечь к субсидиарной ответственности членов совета директоров компании–должника, я бы первым делом проверил, остались ли в документах следы принимавшихся ими решений, заключавшихся с их одобрения сделок, которые негативно отразились на делах и привели к банкротству. Информация о решениях совета директоров хранится в архивах 15–й налоговой. Эти архивы публичны. Информация о сделках хранится в архивах Росреестра. Они не публичны, но к ним можно обратиться через суд. Все — дело техники, и сомневаюсь, чтобы эти люди смогли мне помешать, какие бы посты сейчас ни занимали.
Иван Решетников
управляющий партнер ЗАО "Апелляционный центр"