По итогам 2014 года грузооборот "Большого порта Санкт-Петербург" составил 61,1 млн тонн, что на 6% выше аналогичного показателя 2013 года.
По итогам прошлого года грузооборот "Большого порта Санкт-Петербург" увеличился на 6% по сравнению с 2013 годом и составил 61,1 млн тонн.
Увеличение произошло главным образом за счет погрузки минеральных удобрений (7,5 млн тонн, рост 26%), черных металлов (4,4 млн тонн, рост 14%), металлолома (2,2 млн тонн, рост 59%). Также вырос грузооборот контейнерных грузов (23,8 млн тонн, или 2,3 млн TEUs). "Для дальнейшего увеличения грузооборота планируется развивать перегрузочные мощности в аванпортах в районе железнодорожной станции Бронка, в г. Ломоносове, г. Кронштадте", — пояснили в пресс-службе Смольного.
Предыдущий рекорд "Большой порт Санкт-Петербурга" установил по итогам 2008 года, когда его грузооборот достиг 59,9 млн тонн. Правда, уже спустя год, в 2009 году, этот показатель рухнул до 50,4 млн тонн.
За прошедшие годы перевалка нефтепродуктов сократилась на 13%, до 13,9 млн тонн, а контейнерных грузов увеличилась на 26%, до 23,8 млн тонн.
В контейнерах перевозятся в основном импортные товары, учитывая произошедшую в конце года девальвацию рубля, введенное ранее эмбарго на ввоз импортного продовольствия, сегодня никто не сомневается, что импортных грузов в наступившем году станет существенно меньше, а значит, грузооборот петербургского порта снова рухнет, возможно, к отметке 50 млн тонн, как это было в 2009 году.
Грузооборот портов Петербурга и Ленобласти по итогам 2014 года вырос в среднем на 4%, до 209,6 млн тонн. Самый высокий рост грузооборота продемонстрировал порт Усть-Луга (+21%; 75,7 млн тонн). Такая динамика объясняется стремительным увеличением перевалки нефтепродуктов (+57%). На их долю приходится 34% грузооборота порта, или 25,6 млн тонн.
При этом объем переваливаемой нефти остался на уровне прошлого года — 23,3 млн тонн, что составляет 31% от всего грузооборота порта.
В Усть-Лугу уходят объемы нефти из порта Приморск, специализирующегося на перевалке этих грузов. Дело в том, что в конце 2012 года в Усть-Луге введен в промышленную эксплуатацию терминал перевалки нефти проектной мощностью 30 млн тонн, контролируемый Геннадием Тимченко.
В результате с 2013 года перевалка нефти в Приморске сокращается — за 2013 и 2014 год она упала на 38%, до 42,4 млн тонн. При этом за то же время на 73% увеличилась перевалка дизельного топлива, но объемы не столь велики (11,3 млн тонн), чтобы компенсировать потерю нефти. В итоге совокупный грузооборот порта за 2013-2014 годы упал на 28%, до 53,7 млн тонн.
В целом экспорт нефти через местные порты сокращается в последние годы. В 2012 году порты переваливали 82,5 млн тонн нефти, а по итогам 2014 года — 65,6 млн тонн. А доля нефти в совокупном грузообороте сократилась с 42% до 31%.
Зато растет перевалка грузов на экспорт с более высокой добавленной стоимостью, в частности, нефтепродуктов. По итогам прошлого года объем перегруженных нефтепродуктов почти сравнялся с объемом перевалки нефти — 63,4 млн тонн или 30% в совокупном обороте.
В остальных, существенно менее крупных портах, чей грузооборот не столь сильно диверсифицирован, как в петербургском порту, вряд ли тренд изменится. Например, порт Высоцк, специализирующийся на перевалке нефтепродуктов и угля продолжит наращивать обороты. Так генеральный директор ООО "Порт Высоцкий" Вадим Павлов заявил dp.ru, что на 2015 год контракты уже заключены, и перевалка превысит 5,7 млн тонн, что на 8% выше уровня 2014 года.