Историк Лев Лурье - о том, что произойдет с "Балтийской медиагруппой" после прихода Арама Габрелянова.
На этой неделе президентом холдинга "Балтийская медиагруппа" вместо умершего основателя компании Олега Руднова стал Арам Габрелянов.
Арам Ашотович известен широкой общественности с 2011–го, после того как возглавил "Известия". Вскоре после вступления его в должность в Cети выложили аудио– и видеозаписи проведенной в газете планерки. Обучение журналистов основам мастерства Габрелянов сопровождал чудовищным матом, не стесняясь женской части своей аудитории.
Отсутствие манер и даже некоторая природная дикость не мешает (а может, и способствует) необычайным успехам этого медиамагната. В 1990–е выпускник журфака МГУ оказался в "Ульяновском комсомольце", вскоре возглавил газету и поднял ее тираж с 9 тыс. до 210 тыс. экземпляров. Создал в Поволжье газетный холдинг. Перебрался в Москву, где издавал тиражом 2 млн экземпляров газету "Жизнь", первый настоящий русский таблоид из жизни звезд. Появляются портал Lifenews.ru (известный своими вездесущими папарацци) и холдинг "Ньюс Медиа". Габрелянов становится долларовым мультимиллионером, продав принадлежавшие ему пакеты акций вначале бывшему министру финансов Борису Федорову, а потом "Национальной медиагруппе" Юрия Ковальчука, где он и был назначен заместителем генерального директора.
В медиагруппе Габрелянов, как уже было сказано, взялся за старейшую, респектабельную, умеренно либеральную газету "Известия". Из вялого и малоуспешного органа печати газета превращается в боевой орган кремлевских консерваторов, печатающий колонки Эдуарда Лимонова, Александра Проханова, Дмитрия Киселева и других публицистов "патриотического направления". Крым наш, Звягинцев предатель, свободное обращение валюты надо запретить. В предреволюционной России эту нишу занимали "Гражданин" Владимира Мещерского и "Новое время" Алексея Суворина, в перестройку — "Советская Россия". Консервативная "газета влияния", противостоящая относительно либеральным "Ведомостям" и "Коммерсанту".
Появление Арама Ашотовича на берегах Невы можно объяснять двояко. Кризисный менеджер по поручению основного владельца (а Балтийская медиагруппа, по общему мнению, тоже контролируется Юрием Ковальчуком) должен сделать холдинг как минимум безубыточным. А это сложное и довольно запущенное хозяйство, куда входят и радиостанции "Балтика", "Радио Зенит", "Нева FM", и газеты "Смена", "Невское время", "Вечерний Петербург", и агентство рекламных технологий "Балтика", и Балтийское информационное агентство, и телеканал "100ТВ".
Представляется, что главный актив здесь — единственное относительно независимое городское телевидение. Олег Руднов считался другом Владимира Путина, "100ТВ" никогда не подчинялся Смольному, всегда находился в относительной оппозиции к городской администрации. В результате тут традиционно выходили самые интересные в городе новостные программы и ток–шоу, посвященные петербургской экономике и политике.
Эстетика "Сотки" отличается известным изяществом, особенно на фоне однообразной агрессивности федеральных каналов. Тут тебе и культурное обозрение Александра Малича, и "Скандинавский нуар", и английские детективы, и медленное норвежское телевидение в новогоднюю ночь.
Берет опаска. Реформирование "Пятерки" в 2009 году превратило ее из питерского в относительно успешный московский канал. Весь основной контент производится теперь в столице. Петербургские режиссеры, операторы, редакторы лишились работы в родном городе или перешли на "100ТВ". Теперь пришли и за "Соткой".
И политические воззрения, и эстетика Габрелянова не соответствуют умеренному и изысканному стилю "ленинградской школы". Ни новости о любовных шашнях Татьяны Булановой или Александра Кержакова, ни агрессивная провластная пропаганда в Петербурге — не родные.
Между тем страшный Арам Ашотович может начать рубить с плеча. Кризис — удобное время, чтобы выгонять непокорных на улицу и набирать тех, кто готов выполнить любое пожелание начальства.
Когда–то Петербург задавал тон в телеискусстве. Но Светлана Сорокина, Кирилл Набутов, Тамара и Владимир Максимовы, Павел Лобков, Родион Чепель и еще десятки профессионалов вынуждены были уехать из Питера в Москву. Выпускникам кафедры телевизионной режиссуры Театральной академии, Университета кино и телевидения, молодым журналистам, желающим стать телевизионщиками, в третьем по населению мегаполисе Европы работы нет.
Тревожно, как бы ситуация не усугубилась.