Задолжавший банкам 2,3 млрд рублей девелопер Артур Кириленко попытался вернуться на рынок СПб

Автор фото: Вышинский Денис

Девелопер Артур Кириленко, задолжавший банкам 2,3 млрд рублей в 2009 году, попытался вернуться на рынок Петербурга с проектами стоимостью 5 млрд рублей. Однако его компании пришлось отказаться от них из-за нового кризиса в отношениях с кредиторами.

По данным участников петербургского строительного рынка, структура, связанная с некогда одним из крупнейших петербургских девелоперов Артуром Кириленко, скупает участки в Петербурге под новые жилищные проекты. Речь идет об ООО "Гранд Фамилия". Компания в прошлом году купила у холдинга "Адамант" 16,5 га в Мурино под застройку жильем: эту информацию подтвердил и совладелец "Адаманта" Евгений Гуревич. Рыночную цену участка Astera оценивает в 800–900 млн рублей. На этой земле компания планировала построить 105 тыс. м2 жилья экономкласса: этот объем уже заложен в утвержденный проект планировки территории. Кроме того, в запасе у компании есть еще минимум два участка в Московском районе Петербурга.

"Я знаю, что это Кириленко!"

"Гранд Фамилия", по данным СПАРК, принадлежит кипрскому офшору Galmerton Estates Ltd. Генеральным директором компании является Анатолий Павлов, до этого возглавлявший ООО "Первая проектная компания" (ППК), еще ранее он был гендиректором ЗАО "Строймонтаж" Артура Кириленко. Сам офшор также владеет несколькими фирмами, базирующимися в бывшей штаб–квартире "Строймонтажа" — бизнес–центре "Монблан" на Большом Сампсониевском пр., 4–6.
Сам Анатолий Павлов отрицает, что офшор Galmerton ltd принадлежит Артуру Кириленко, но конечного бенефициара не уточняет. Управляющий партнер консалтинговой группы "Прайм Эдвайс", защищающей Кириленко от кредиторов, Денис Химиляйне также уверяет, что его клиент не бывал в России с 2009 года.
Тем не менее участники строительного рынка не сомневаются в том, кто стоит за "Гранд Фамилией". "99% сотрудников этой фирмы — выходцы из "Строймонтажа". Выводы делайте сами", — сказал один из собеседников "ДП". "Такая информация ходит, что это Кириленко. Но рынок о его существовании уже давно забыл", — говорит второй собеседник. "Я знаю, что "Гранд Фамилия" — компания Кириленко. И мне обидно. Я в прошлый кризис так же сильно пострадал, но не удрал за границу, а честно принял бой с банками. И сейчас жду лета, когда вступит в силу закон о банкротстве физлиц, с меня спишут больше 1 млрд рублей личных обязательств, и я смогу начать жизнь с нуля. А он поступил хитрее: уехал, вывел активы, много чего с помощью юристов отвоевал, да еще и строит жилые дома, как ни в чем не бывало", — говорит третий собеседник "ДП". А один из бывших топ–менеджеров "Строймонтажа" и вовсе заверил, что Артур Кириленко лично решал проблемы с контрагентами "Гранд Фамилии".

Прощай, банкир!

Девелоперский холдинг "Строймонтаж" (90% у Артура Кириленко, 10% у Сергея Полонского) перед кризисом 2008 года был одним из крупнейших застройщиков Петербурга. В 2009 году "Строймонтаж" обанкротился, успев перед этим достроить дома и раздать квартиры 13 тыс. дольщиков. Вскоре после этого Артур Кириленко покинул страну и поселился в Испании.
Наиболее непримиримым кредитором был Балтийский банк Олега Шигаева и Андрея Исаева, который потерял на банкротстве девелопера более 1 млрд рублей (а с учетом затрат на увеличение обязательных резервов чистые убытки банка по итогам 2009 года составили 5 млрд рублей). Балтийский, лишившийся благодаря юристам Кириленко не только денег, но и залога — бизнес–центра класса А "Монблан" — до последнего боролся с должником в рамках дела о банкротстве, а также судился с ним в Белизе, на Кипре, в Лихтенштейне, Люксембурге и во Франции. Но охота за зарубежными активами, которая шла до 2012 года, ни к чему не привела: как признавал тогда президент банка Олег Шигаев, из миллиарда удалось вернуть лишь 150 млн рублей.
Между тем в конце 2012 года между акционерами самого Балтийского банка — Олегом Шигаевым и владельцем девелоперского холдинга "ПАН" Андреем Исаевым — разгорелся корпоративный конфликт, который вытеснил борьбу с Кириленко на второй план. Финансовое положение банка так подорвали 1,5 года этой войны, что в августе 2014 года ЦБ ввел в нем процедуру санации. Санатором стал Альфа–Банк. Тем временем до конца 2014 года были распроданы последние активы "Строймонтажа" (42 квартиры, шесть машино–мест в паркингах, БЦ "Монблан", дебиторка на 3 млрд рублей), и дело о банкротстве подошло к завершению. По подсчетам "ДП", в конкурсной массе должника оставалось 1–1,5 млрд рублей, из которых дружественные Артуру Кириленко компании могли получить более половины. Остальное досталось банкирам: Росбанку, Балтийскому банку и ВЭБу с общими требованиями на 2,3 млрд рублей.

Можно возвращаться

Как раз на фоне внутренней войны в Балтийском банке, по данным СПАРК, началась накачка деньгами ООО "Гранд Фамилия". Оборот компании, составлявший в 2012 году лишь 23 млн рублей, в 2013 году вырос до 380 млн. Долгосрочные обязательства — с 550 млн до 2,8 млрд рублей. При этом строка "займы и кредиты" в балансе фирмы пустует: банки, вероятно, не забыли кредитную историю ее владельца.
Соответственно, долгосрочные обязательства могли быть представлены либо деньгами дольщиков, либо (что более вероятно) собственными средствами бенефициара. Анатолий Павлов подтвердил, что компания развивается на средства акционеров и дольщиков.
Как уверяет Анатолий Павлов, "Гранд Фамилия", вышедшая на рынок в 2011 году, к 2013 году успела реализовать два проекта общей площадью 80 тыс. м2 жилья в Московском районе: "Новая Династия" и "Гранд Фамилия". Правда, как говорят источники, знакомые с ситуацией, земля под этими проектами была еще в собственности "Строймонтажа", но ее успели вывести из холдинга до банкротства. Источник в "Гранд Фамилии" подтвердил, что оба объекта строило и продавало "другое юрлицо" с оборотом 3,5 млрд рублей в год.
Также, как уверяет Анатолий Павлов, компания планирует реализовать еще два проекта в сегменте комфорткласса. Один их них находится в стадии согласования градостроительной документации, второй будет выведен на рынок осенью 2015 года, уже получена градостроительная документация, выполняется проектирование объекта. Других подробностей Анатолий Павлов разглашать не стал.
Что касается проекта в Мурино, то, купив участок в начале 2014 года, "Гранд Фамилия" планировала осенью 2014 года уже выйти на стройплощадку. Из 16,5 га под застройку пошли лишь 10 га. Все согласования в правительстве Ленобласти шли своим чередом. В 2014 году предстояло начать полномасштабные инвестиции в стройку 105 тыс. м2, которые оцениваются в 5,2 млрд рублей.

Фальстарт

Однако в декабре 2014 года "Гранд Фамилия" стала рассылать участникам рынка предложение о продаже участков в Мурино, прося за них по 75 млн рублей за 1 га.
"Мы заморозили проект и ищем варианты развития или продажи, — объяснил Анатолий Павлов. — Это связано с нестабильностью рынка недвижимости экономкласса. Когда мы покупали этот участок, ситуация была иная".
Помимо рыночной ситуации на решение Артура Кириленко свернуть бизнес могли повлиять и события в арбитражном суде. Дело в том, что 31 декабря 2014 года Внешэкономбанк, которому "Строймонтаж" был должен более 545 млн рублей по кредиту Связь–Банка, подал ходатайство о привлечении лично Артура Кириленко к субсидиарной ответственности по долгам его компании на общую сумму 5 млрд рублей.
"Размер субсидиарной ответственности равен совокупному размеру требований, оставшихся непогашенными по причине недостаточности имущества должника", — сообщили в пресс–службе банка.
Да и новые хозяева Балтийского банка, перешедшего в рамках санации под контроль Альфа–Банка, явно не относятся к разряду тех, кто легко прощает долги.

Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике - картинка откроется в новом окне
"Строймонтаж" ушел с рынка красиво — без дольщиков. Если бы монетарная политика в прошлый кризис была такая, как сейчас, он, возможно, и удержался бы. Если он спустя время вернулся под другим именем — значит, ему это позволили сделать. Пусть работает и возвращает долги. Вопрос лишь в том, как он будет строить новый бизнес. Если из минуса — время трудное. Если из нуля — все может получиться.
Аркадий Скоров
гендиректор "Дальпитерстроя"
Ничего неэтичного в такой модели ведения бизнеса я не вижу. Для развития компании нужны деньги. И раз они у Кириленко есть, значит, у него остались друзья или партнеры в банковском сообществе, которые в него верят до сих пор. Ведь бизнес — не только деньги, но и личные отношения. В свое время "Строймонтаж" гремел. Видимо, Кириленко успел заработать уважение и до сих пор им пользуется. А смена бренда вообще не проблема. Я знаю многих успешных девелоперов, которые все время меняют названия фирм. Им так удобнее. Почему нет?
Денис Жуков
совладелец "СВП–Групп"