Редактор "ДП" Александр Сологуб - о том, почему планы Смольного покупать бесконтактные троллейбусы не имеют перспектив.
В
комитете по транспорту
очередная идея фикс — бесконтактные троллейбусы, способные передвигаться автономно (без привязки к проводам). А затея пустить по городу газовые автобусы, работающие на добываемом "Газпромом" метане, уже не так интересна властям — если они и закупают новые автобусы в последнее время, то только дизельные.
На инновационном троллейбусе, проходящем в Петербурге опытную эксплуатацию, на минувшей неделе покатали вице–губернатора Игоря Албина, вероятно, в расчете получить из бюджета финансирование на закупку чудо–техники и создание инфраструктуры для ее эксплуатации.
В мае 2014 года, когда творение ЗАО "Тролза" из г. Энгельса Саратовской области брали в опытную эксплуатацию, в петербургском ГУП "Горэлектротранс" заявили, что новая техника позволит оптимизировать маршрутную сеть — благодаря автономности можно будет продлить прежние маршруты и проложить новые — как в центре города, так и в спальных районах.
При этом никто не спрашивал, а нужны ли вообще городу медленные, неманевренные, затратные троллейбусы. Притом что цена менее сложного троллейбуса вполне сопоставима с большим автобусом, работающим на дизельном топливе. Так, в начале 2014 года Смольный заключил контракт с ООО "Тролза–Маркет" на поставку 37 обычных троллейбусов на 217 млн рублей — одно транспортное средство обходится почти в 6 млн рублей. Год назад за эти деньги можно было приобрести большой автобус, который, кстати, не нуждается в дополнительной инфраструктуре — линиях электропередачи. А между тем протяженность троллейбусной маршрутной сети чуть более 500 км, что в 9 раз меньше протяженности автобусных маршрутов.
Более того, с точки зрения научно–технического прогресса инвестиции в расширение парка троллейбусов как экологически чистого транспорта бесперспективны. В развитых странах активно распространяются гибридные автобусы, работающие на газе, дизельном топливе и электричестве. Даже китайцы освоили выпуск инновационной техники под собственными брендами — недорогие гибриды (средней и большой вместимости), способные на электротяге проезжать до 400 км без подзарядки. Российские производители пытаются быть в тренде, специалисты "Тролза" создали с помощью резидентов Сколково собственный электробус, он способен преодолевать пока относительно небольшое расстояние, до 200 км.
По оценкам экспертов, примерно через 3 – 5 лет электробус, во всяком случае китайский, будет стоить примерно столько, сколько сегодня стоит обычный дизельный автобус большой вместимости, а это кардинально изменит экономику транспортных компаний, в частности, расходы на топливо сократятся как минимум вдвое.
Трата бюджетных средств в условиях кризиса на бесперспективный вид транспорта — непозволительная роскошь. Смольный с каждым годом наращивает бюджетные расходы на электротранспорт. В 2014 году они возросли до 4,5 млрд рублей с 3,1 млрд рублей (53 млн рублей на каждый маршрут). Хотя на эти средства можно было бы приобрести перспективную технику, поддержать импортозамещение, улучшить экологию.