Продавцы одежды отказываются от сотрудничества с Китаем. Из–за разницы курсов себестоимость пошива одежды в России снизилась, и местные предприятия легкой промышленности получили шанс увеличить свою долю на рынке объемом 3 трлн рублей до 40%.
Себестоимость пошива одежды в Китае из–за роста основных мировых валют увеличилась на 80 – 85%. В настоящее время в России отшивать изделия дешевле на 15 – 20%, говорят ретейлеры. Поэтому одежные сети активно ведут переговоры с российскими швейными предприятиями. Объем рынка товаров легкой промышленности в России составляет около 3 трлн рублей, по оценке Минпромторга РФ. С 2007 года доля продукции российских производителей на нем выросла с 15 до 24%, а к 2020 году может достигнуть 40%.
Назад в Россию
С конца 2014 года одежные сети ищут возможности размещения заказов в России. Пока речь идет о небольших партиях — до 1 тыс. изделий одной модели, в этом случае себестоимость производства в России сопоставима с затратами на пошив в Китае.
Компания
Sela
, которая отшивает коллекции в Китае, сейчас рассматривает варианты переноса заказов на российские фабрики, рассказали в компании. У молодежной сети одежды Kira Plastinina в Подмосковье уже имеется маленькое швейное производство, которое она готова расширять. Сейчас компания большую часть заказов размещает на китайских фабриках, но намерена эту долю сократить в пользу российских производств.
ГК
"Буду мамой"
рассчитывает в этом году увеличить долю изделий, которые отшиваются в России, с 60 до 80 – 85%.
"Сейчас действительно большие объемы одежды производятся за рубежом, но тенденция однозначная — от этого отказываются в пользу производства в России", — говорит начальник отдела информатизации одежной сети "Леди Шарм" (имеет собственное производство) Артем Миронов.
Как рассказал "ДП" один из ретейлеров, он просчитывал себестоимость производства легких курток небольшим тиражом в Китае, вышло $20 (примерно 1,5 тыс. рублей) за штуку, притом что в российской рознице она продается по 2 тыс. рублей. "За такую же себестоимость можно и в России разместить заказ, сэкономив при этом на логистике", — говорит эксперт.
Размещая заказы у себя на родине, ретейлеры избегают лишних затрат на логистику и ввозные пошлины. По оценке гендиректора Y–Consulting Дарьи Ядерной, экономия может составить от 1,5 до 5%.
На логистике можно выиграть до 2%, на таможенной пошлине — до 5% при условии пошива из импортных тканей, подсчитал президент компании "Снежная Королева" Вугар Исаев. Если в России появятся конкурентоспособные российские ткани, то можно сэкономить еще 5 – 7%, добавляет он.
"Партии свыше 1 тыс. единиц на модель по–прежнему выгоднее отшивать в Китае, сказывается эффект масштаба", — говорит Дарья Ядерная, отмечая, что для одежды масс–маркета ткани поступают в основном тоже из Китая.
Именно большой объем заказа не позволяет крупнейшему петербургскому ретейлеру "Мэлон Фэшн Груп" (одежные сети Zarina, befree, Love Republic) перевести производство в Россию. В 2014 году до 87% ассортимента ретейлер заказывал в Китае, остальная одежда отшивалась в девяти странах, среди которых Индия, Пакистан, Бангладеш, Узбекистан. Как объясняют в компании, на родине пока не могут отшить большой объем, так как мало крупных современных производств.
Рискованная дешевизна
Популярность Китая как производственной площадки постепенно снижается из–за высоких рисков работы с азиатским партнером. Чтобы их исключить, надо быть очень крупным заказчиком, иметь представительство в Китае, это позволяет контролировать качество процесса, сетуют участники рынка.
Артем Миронов отмечает, что если проблемы российского рынка предсказуемы и понятны, он прозрачен для прогнозов, то при работе в Китае есть издержки, которые сложно учесть заранее. Например, большой процент брака, при заказе партии часть ее может оказаться некачественной, и заказчик никогда не знает, сколько бракованных изделий он получит.
"У нас в Китае по 9 месяцев находятся технологи, которые контролируют качество заказа на всех этапах, начиная с подбора комплектующих и заканчивая выпуском готовой продукции, по–другому за качеством следить невозможно", — говорит Наталья Паули, представитель ГК "Обувь России", которая заказывает значительную часть своего ассортимента на крупных китайских фабриках. Ретейлер производит на собственных фабриках в России 12% своего ассортимента и намерен в течение 5 – 7 лет довести эту долю до 50%. В компании пояснили, что в результате девальвации рубля производить некоторые изделия стало выгоднее в России. Кроме того, перенос заказов на родину поможет снизить валютные и импортные риски, сократить издержки.
"Уровень жизни и зарплаты в Китае растут, стоимость изделий повышается", — напоминает Артем Миронов.
Радость швейников
Рост обращений со стороны ретейлеров к местным швейным производствам открывает для них радужные перспективы.
"Однозначно наблюдается рост интереса со стороны сетей. Мы стали получать запросы, проводим встречи с крупными российскими брендами, продукция которых широко представлена в рознице. Текущая ситуация с ростом курса открывает для легкой промышленности страны большие возможности", — сообщили "ДП" в пресс–службе "БТК групп", отметив, что готовы размещать у себя на производстве заказы.
Подтверждают эту тенденцию и более мелкие производители. Так, на предприятии ООО "Дресс–Проффи" отметили, что повышенный интерес крупных торговых марок к размещению на российских предприятиях возник с конца прошлого года, но пока он носит исследовательский характер.
Кластер в Пикалево
Сегодня рентабельность швейного производства (занимается исключительно пошивом) составляет 3 – 5%. Но власти готовы поддерживать возрождение отрасли. Под Петербургом в Пикалево создается индустриальный парк, ориентированный на производителей легкой промышленности. Уже заключены предварительные соглашения о размещении трех резидентов: ООО "Леди Шарм", ООО "Помпа" и ООО "Швейная мануфактура". "Леди Шарм" планирует построить завод мощностью 180 тыс. изделий в год. Сейчас объем производства компании — около 600 тыс. изделий в год, из них 120 – 180 тыс. изделий "Леди Шарм" шьет самостоятельно, остальное — на мощностях партнеров.
Готовые производственные помещения в парке будут предоставляться в аренду по минимальным ставкам — около 200 рублей за 1 м2 в месяц. "С учетом целевого госфинансирования проекта у нас есть возможность предоставить выгодные условия для размещения предприятий легкой промышленности", — прокомментировал первый заместитель председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленобласти Максим Кисельников. В "БТК групп" говорят, что появление такого кластера выгодно для производителей, но прежде чем российские швейные фабрики вытеснят с рынка китайскую продукцию, предстоит решить одну из главных проблем отрасли — отсутствие квалифицированного производственного персонала, швей и закройщиков со стажем.
“
Мощности оставшихся в Петербурге швейных предприятий, которые могут шить качественную модную одежду, невелики. В 2 раза больше мощности у швейных предприятий, специализирующихся на спецодежде, но там работают менее квалифицированные рабочие. Надеемся, что крупные компании вернутся в Россию. Преимущества местных швейных производств: качество, скорость обновления моделей в торговле, быстрая обратная связь и дешевая логистика.
Лариса Воеводина
директор ООО "Дресс–Проффи" (швейное производство)