Редактор "ДП" Александр Сологуб - о том, как налаженные связи с госструктурами могут помочь увеличить продажи во время кризиса.
Лучшее лекарство от кризиса — налаженные связи с госструктурами, которые обеспечат предприятию стабильно растущий объем продаж даже тогда, когда кругом все валится и рушится. Еще совсем недавно мало кто в Петербурге даже слышал о существовании города Усть–Катав, расположившегося на западном склоне гор Южного Урала в месте впадения реки Катав в реку Юрюзань, в 260 км от Челябинска. А вскоре, возможно, каждый петербуржец будет знать об этом населенном пункте благодаря трамваям, выпускаемым ОАО "Усть–Катавский вагоностроительный завод" (УКВЗ), которые очень полюбились чиновникам Смольного.
Прежде город и подконтрольное ему ГУП "Горэлектротранс" в упор не замечали других трамваев, кроме изделий консорциума французского Alstom и российского "Трансмашхолдинга". Но российско–украинский конфликт и последовавший за ним обмен санкциями со странами Запада не позволил консорциуму продолжать поставки. В результате город сменил поставщика.
В середине февраля петербургское ГУП "Горэлектротранс" объявило аукцион на поставку в 2015 году 14 трамвайных вагонов за 322 млн рублей. Внимательно изучив аукционную документацию, оказалось не трудно догадаться, что победить в соревновании может только один производитель трамваев — УКВЗ!
Об этом свидетельствует ряд обстоятельств. Так, в перечне документов, размещенном на сайте госзакупок, указаны дополнительные требования к потенциальным участникам аукциона, а именно: необходим опыт поставок трамвайных вагонов в Петербург в 2014 году на сумму не меньшую, чем в текущем аукционе. Это требование уже исключает участие в аукционе иных производителей вагонов, кроме УКВЗ. Но для надежности ГУП придумало и другие специфические требования, которые на 100% не сможет исполнить никто другой, — количество и ширина дверей вагона, указанные в техническом задании к аукциону, не оставляют ни капли сомнений, что "Горэлектротранс" хочет видеть в своих рядах трамваи УКВЗ. На сайте госзакупок уже размещены претензии поставщиков трамваев, которые считают, что конкурсная документация дискредитирует остальных участников рынка. Но все претензии ГУП, по сути, игнорирует, никаких изменений в документацию не вносит.
Представитель одного из вагоностроительных заводов пояснил, что обращаться в антимонопольное ведомство бессмысленно: оно скажет, что хозяин — барин, заказчик вправе заказать вагон с любым количеством и шириной дверей. Возможно, после подведения итогов 20 марта кто–то из потенциальных поставщиков попытается оспорить итоги аукциона в арбитражном суде. Между тем вскоре будет объявлено еще два конкурса на закупку 15 трамваев (пяти одиночных и 10 сочлененных), но заказчиком уже выступает комитет по транспорту. Участники рынка не исключают, что фаворитом этого тендера снова окажется УКВЗ. В таком случае главный конкурент усть–катавского предприятия — Уралтрансмаш, входящий в научно–производственную корпорацию "Уралвагонзавод", сможет реализовать свои планы и войти в число поставщиков Смольного только одним способом — выкупив УКВЗ у ОАО "Объединенная ракетно–космической корпорация", о чем он уже давно ведет переговоры.