В понедельник суд приговорил обвиняемого в мошенничестве, растрате и присвоении около 2 млрд рублей из бюджета Ленобласти банкира Александра Гительсона к 3 годам колонии. Также с Гительсона будет взыскано в пользу комитета по финансам региона около 1,5 млрд рублей. Учитывая срок ареста банкира, он проведет в заключении меньше года.
Василеостровский районный суд 23 марта приговорил к 3 годам колонии общего режима банкира Александра Гительсона. Бывший председатель совета директоров банковской группы "Восточно-Европейская финансовая корпорация" признан виновным в мошенничестве в особо крупном размере, сообщил РАПСИ его адвокат Владимир Захаров.
Приговором судьи Анатолия Ковина Гительсону назначено наказание в виде 3 лет колонии общего режима и штрафа в размере 500 тыс. рублей, кроме того, удовлетворен гражданский иск правительства Ленобласти на сумму около 1,5 млрд рублей. В срок отбытия наказания зачтено время нахождения под стражей с апреля 2013 года. Таким образом, он проведет в заключении меньше года и выйдет на свободу в начале 2016 года.
По словам адвоката, судья Ковин не внял ни одному из доводов подсудимого, настаивавшего на своей невиновности. Решение вопроса об обжаловании приговора, по словам адвоката, будет зависеть от его клиента. Выступая в суде с последним словом 19 марта, Гительсон не признал свою вину и заявил, что доказательства по делу фабриковались против него, а сам он всегда действовал в интересах государства и общества.
На фото: Основатель "Восточно-европейской финансовой корпорации" (ВЕФК) Александр Гительсон.
12 марта прокуратура потребовала у суда отправить банкира Александра Гительсона на 4 года в колонию общего режима за хищение 1,98 млрд рублей бюджета Ленинградской области. Также обвинитель Ольга Борисова попросила оштрафовать Гительсона на 1 млн рублей и попросила суд принять иск потерпевшей стороны на 1,5 млрд рублей, которые так и не были возвращены в бюджет региона.
В 2007 году Инкасбанк, входивший в группу "ВЕФК", выиграл конкурс на размещение денег Ленинградской области. В тендере также участвовал и сам банк ВЕФК, но проиграл из-за неполного пакета документов. В середине 2008 года правительство Ленобласти заключило договор с Инкасбанком на размещение 1,98 млрд рублей.
По версии следствия, в 2007 году Александр Гительсон подделал SWIFT-сообщение о том, что на его счет в ВЕФК пришло 5 млрд рублей из подконтрольного ему сербского банка. Затем Гительсон получил из кассового хранилища ВЕФК около 2,5 млрд рублей. Эти деньги были компенсированы межбанковским кредитом: 2 млрд рублей Ленинградской области из Инкасбанка были переведены в ВЕФК. Когда правительство региона затребовало свои деньги из Инкасбанка, кредитная организация не смогла их вернуть.
В своем последнем слове 19 марта Александр Гительсон заявил суду, что еще до начала уголовного дела он вернул 1,3 млрд рублей правительству Ленобласти, однако по решению Арбитражного суда регион получил 400 млн рублей, остальные деньги были переданы Агентству по страхованию вкладов.
Гительсон отмечал, что в начале 2009 года он готовил сделку с "Газпром нефтью" на 35 млрд рублей по продаже ей нефтяной компании "ВЕКОН". По словам банкира, полученной суммы хватило бы для выплаты долга правительству Ленобласти. Инкасбанк должен был вернуть деньги до конца мая 2009 года, однако уголовное дело против Александра Гительсона было возбуждено 14 апреля 2009 года. Именно из-за этого деньги так и не вернули, говорил банкир.
В тот момент, когда следствие должно было предъявить Александру Гительсону обвинение по этому делу, он уехал из России. Таким образом, Гительсон нарушил подписку о невыезде, которую он дал по делу о хищении в 2008 году почти 1 млрд рублей со счета Пенсионного фонда Свердловской области в банке "ВЕФК-Урал". В декабре 2013 года Гительсона экстрадировали в Россию из Австрии.
Восточно-Европейская финансовая корпорация Александра Гительсона рухнула в ходе кризиса 2008 года. ВЕФК объединяла более сотни компаний, в том числе восемь банков, четыре завода и два научно-исследовательских института, и перед самым кризисом пыталась выстроить собственный вертикально интегрированный нефтегазовый холдинг (скупала месторождения, заказывала буровые установки, строила нефетеперерабатывающие заводы, нефтебазы и заправки).
В 2009 году Агентство по страхованию вкладов (АСВ) подвергло санации банк ВЕФК, который был передан инвестору — ФК "Открытие" — и переименован в банк "Открытие". При этом в ходе санации АСВ выкупило у "Открытия" все "плохие" кредиты банка (а таковыми были признаны все кредиты, выданные структурам, входящим в ВЕФК) на общую сумму 40 млрд рублей.
Летом 2014 года Агентство по страхованию вкладов (АСВ) отсудило у бывшего владельца Инкасбанка Александра Гительсона, экс-председателя правления банка Татьяны Лебедевой и экс-бухгалтера кредитной организации Людмилы Саморуковой 11,3 млрд рублей (5 млрд с Гительсона, 5,9 млрд с Лебедевой и 0,3 млрд с Саморуковой). Такой суммой оценили долг разорившегося банка перед кредиторами. АСВ удалось доказать, что руководство довело Инкасбанк до банкротства.
В 2008 году исчезновение бюджетных 2 млрд рублей из банка было сенсационной и шокирующей новостью. Однако к настоящему времени в банках начали "зависать" в разы большие суммы. Например, "Ленэнерго" не может получить 13,4 млрд рублей, которые находятся в банке "Таврический". При этом никаких уголовных дел пока возбуждено не было.