"ДП" составил традиционный рейтинг юридических компаний, официально заработавших в 2014 г. крупнейшие суммы на процедурах банкротства в Петербурге и Ленобласти. Рынок юридических услуг при банкротстве в Петербурге составляет чуть менее 1 млрд рублей
Рынок юридических услуг при банкротстве в Петербурге, по оценкам экспертов, в 2014 г. составил чуть менее 1 млрд рублей. Эти деньги участники рынка заработали в рамках 3,1 тыс. дел о банкротстве, которые рассматривались в прошлом году Арбитражным судом СПб и ЛО: 1653 дела, перешедших с прошлых лет, и 1449 дел, начатых в 2014 г. При этом участники рынка отмечают, что большую часть этого миллиарда заработали юристы, обслуживающие кредиторов.
Согласно проведенному "ДП" исследованию "Карта юридического рынка Петербурга в 2014 г.", лидерами банкротного сегмента рынка правовых услуг в денежном выражении оказались юридические компании "Прайм Эдвайс" (18%), "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" (6%), "РАУД" (6%), "S&K Вертикаль" (3,7%) и "ЛексКледере Консалтинг" (2%). Всего 12 нанесенных на "карту" компаний заработали 530 млн из 960 млн рублей (55%), потраченных в 2014 г. на юридические услуги в рамках дел о банкротстве. Остальные 430 млн рублей заработали сотни одиночных юристов и десятки небольших фирм.
Как и в прошлом году, мы провели исследование доходов юрфирм, привлекаемых арбитражными управляющими для обслуживания процедур банкротства. Эти доходы находят отражение в судебных актах арбитражного суда, при рассмотрении судом ходатайств арбитражных управляющих о привлечении специалистов себе в помощь. В соответствии с этими "засвеченными" доходами мы составили альтернативный рейтинг участников банкротного рынка. В результате в поле зрения попали доходы юристов на общую сумму около 40 млн рублей (4%), заявленные в рамках 66 дел о банкротстве.
Завод–лидер
Первое место досталось юридической компании "Веритас", которая заработала за год 9,6 млн рублей на одном–единственном банкротстве ОАО "Балтийский завод". По контракту, утвержденному арбитражным судом в январе 2014 г., с внешним управляющим завода Виктором Костомаровым предприятие платит за услуги компании "Веритас" 800 тыс. рублей в месяц.
Правда, кредиторы судоверфи оспорили определение суда в апелляции, и, чтобы получить эти деньги, "Веритас" придется еще посудиться.
По данным СПАРК, фирма принадлежит Елене Загородниковой и Наталии Слепухиной (по 50%). Компания не раскрывает финансовых показателей, поэтому неясно, какую долю в ее доходах занимает сопровождение банкротства Балтзавода. Между тем, по словам ее гендиректора Кирилла Манулкина, фирма в 2014 г. участвовала еще в пяти крупных банкротных делах и в десятке небольших дел: "Мы давние участники этого рынка и чувствуем себя на нем вполне уверенно".
Кроме того, по данным СПАРК, "Веритас" выиграла тендер Пролетарского завода на "анализ и разработку плана оптимизации хозяйственной деятельности" за 1,2 млн рублей.
Серебро и бронза
На втором месте оказалась консультационная группа "Прайм Эдвайс", которая получила 7,8 млн рублей за сопровождение четырех банкротных дел: по 1,5 млн за две компании из холдинга "Севкабель", 1,8 млн за девелоперский холдинг "Строймонтаж" и 3 млн — за книготорговую сеть "Пятый океан". Группа принадлежит нескольким питерским юристам во главе с Денисом Химиляйне. Во всех процедурах конкурсным управляющим является Андрей Шутилов из СРО АУ Северо–Запада.
"На самом деле мы в 2014 г. участвовали в… банкротных делах, из них 12 очень крупных проектов, в числе которых и группа "Севкабель", и холдинг "Строймонтаж", и ОАО "Кондопога", и пр., — говорит управляющий партнер АБ "Прайм Эдвайс — СПб" Инна Вавилова. — По многим делам мы выступали на стороне кредиторов, в частности Сбербанка".
На третьем месте оказалось ООО "Арбитражный центр" — фирма, работающая в связке с арбитражным управляющим Денисом Лебедем. Она официально заработала в 2014 г. на сотрудничестве с ним по четырем делам почти 4,9 млн рублей: 1,7 млн на банкротстве ООО "Минитэкс–СПб", 1,5 млн — на ЗАО "Евромонолит", 900 тыс. — на ООО "Выборгское строительное управление" и 750 тыс. — на ООО "Карвуд".
Фирма была основана адвокатом Евгенией Марченко, но теперь перешла под полный контроль Дмитрия Атнабаева. Ее оборот в 2013 г. составил 25 млн рублей, из которых 4,5 млн она получила за юридические услуги Дениса Лебедя в делах о банкротстве ООО "Фаэтон–аэро" и ОАО "Заро".
Впрочем, помимо юридических услуг компания зарабатывает и на сопутствующих: в частности, Денис Лебедь от лица каждой фирмы–банкрота "для осуществления своих обязанностей" заключает с Арбитражным центром договор аренды помещения в офисе юрфирмы на Таврической ул., 17.
Надводная часть
По словам экспертов, доходы от сопровождения дел о банкротстве — лишь небольшая часть финансовых потоков в этом сегменте рынка. "Большинство юридических фирм зарабатывает на защите интересов кредиторов, в первую очередь банков, — говорит руководитель практики банкротств "ЛексКледере Консалтинг" Алексей Кузнецов. — Мы, например, за год участвовали в 50 делах, и лишь в каждом пятом деле — на стороне должника или контролирующего кредитора. С другой стороны, контролирующие должника лица обычно тратят больше денег на защиту от кредиторов. Впрочем, полностью оценить эти финансовые потоки сложно из–за их закрытости". Это подтверждают и представители адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры". "За прошедший год петербургский офис нашего бюро работал по 10 крупным проектам в области банкротства, все они имели успешный для клиента исход. В основном мы представляем интересы кредиторов", — рассказали в компании.
"Из всех процедур, в которых мы участвовали, в 70% мы представляли интересы кредиторов, и только в 30% — интересы должника", — рассказали в юридической фирме "РАУД".
"Как правило, мы представляем интересы кредиторов, — говорит партнер "S&K Вертикаль" Евгений Зверев. — И не обязательно крупных и контролирующих процедуру, мы работаем также и с миноритарными кредиторами".
Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике - картинка откроется в новом окне