Danone и "Вимм–Билль–Данн" решили поддержать фермеров, чтобы не остаться без сырья. В 2014 году Danone профинансировал 14 проектов по закупке коров на сумму 730 млн рублей. В плане на 2015 год — профинансировать еще 10 проектов на 800 млн рублей.
Крупнейшие переработчики молока на Северо–Западе — Danone и "Вимм–Билль–Данн" (принадлежит PepsiCo) развивают программы поддержки для поставщиков сырого молока — они могут рассчитывать на денежные авансы в обмен на фиксированные по объему и цене поставки молока. Цены, которые устанавливают перерабатывающие гиганты, кажутся многим фермерам слишком низкими. И тем не менее они вынуждены брать авансы, так как ставки по кредитам непомерно высоки.
Без процентов и переплаты
Danone в 2014 году профинансировал 14 проектов по закупке коров на сумму 730 млн рублей. В плане на 2015 год — профинансировать еще 10 проектов на 800 млн рублей.
"Партнерская программа призвана обеспечить рост поставок сырого молока за счет увеличения поголовья и надоев", — говорят в пресс–службе PepsiCo. Для этого PepsiCo предоставляет поставщикам молока беспроцентные авансы на приобретение оборудования, сезонно–полевые работы, внедрение новых технологий. По данным PepsiCo, в программе принимают участие более 30 поставщиков из Ленинградской и Псковской областей. Условия сотрудничества PepsiCo не раскрывает.
Среди требований, которые предъявляет к партнерам Danone, — закупка не менее 200 голов коров, финансовая устойчивость и показатели надоя не хуже средних по рынку. "У нас уже есть опыт получения краткосрочного аванса от "Вимм–Билль–Данн", это основной покупатель нашего молока, сейчас мы ведем переговоры по авансу на год", — говорит Андрей Трифанов, председатель совета директоров ООО "Дашенька".
По его словам, основное условие — партнер обязуется в течение года поставлять определенный объем молока по фиксированной цене. Взамен компания может рассчитывать на сумму в размере трети от ежемесячной выручки.
"Конечно, аванс — это не альтернатива банковскому кредиту, который выдается на 15 лет и по которому можно получить субсидии от государства, воспользоваться отсрочкой платежа, но сейчас, когда условия компенсации не определены, мы рассматриваем и такую возможность для развития", — говорит Андрей Трифанов.
Не сошлись в цене
Активному развитию партнерской программы мешает слишком низкая цена на молоко. "Выбирать приходится между тем, что плохо, и тем, что еще хуже", — признается на условиях анонимности владелец фермерского хозяйства.
По данным
"Петростата"
, поголовье коров в Ленобласти в 2014 году сократилось по сравнению с 2013 годом на 1,4%, до 77,1 тыс. голов, в то же время надой на одну корову за тот же период увеличился на 5,2%, до 6344 кг. "В прошлом году мы брали такой аванс, но в этом году не планируем", — говорит Александр Лебедев, гендиректор ЗАО "Гатчинское" (поставляет молоко "Галактике" и на завод "Балтийское молоко" PepsiCo). Он объясняет это невыгодными условиями, которые фиксируются в договоре: "Цены на продовольствие растут, а закупочные цены на сырое молоко снижаются, мы не можем брать на себя обязательство, которое невыполнимо".
В то же время он подчеркивает, что банковские кредиты критически подорожали, в частности, ставка по займам в десятки миллионов рублей составляет 25 – 26%.
Удерживает многих производителей от такой формы партнерства с крупными переработчиками и невозможность компенсации процентной ставки со стороны государства, поскольку переработчики не имеют статуса финансовой организации. Тем не менее крупные переработчики готовы поддерживать партнеров при переговорах с банками. Как ранее в интервью "ДП" говорил глава Danone на Северо–Западе Томаш Хаджек, его предприятие гарантирует долгосрочные закупки молока партнеров, что помогает снизить ставку, даже когда речь идет о банковском кредите.