Минкультуры запретило закупать для театров и библиотек импортное оборудование. Это осложнит реализацию крупнейших госконтрактов на Северо-Западе с бюджетом более 10 млрд рублей. Под ударом знаковые проекты - Театр Европы Льва Додина, цирк на Фонтанке и Петербургская консерватория.
Министерство культуры
, вслед за военным, промышленным и торговым ведомствами, спустило подчиненным директиву об импортозамещении. Согласно новой стратегии, закупая оборудование для объектов культуры, их руководителям придется максимально отказаться от импорта, делая выбор в пользу отечественных аналогов.
Это может осложнить реализацию проектов. Только в Северо–Западном регионе дирекция по строительству Министерства культуры реализует семь проектов с общим бюджетом более 10 млрд рублей. Около 70% оборудования для этих объектов импортное (в театрах — до 100%), и аналогов в России не производят. Зато у российских компаний появился шанс поучаствовать в крупных культурных стройках.
Вектор задан
Как рассказал "ДП" руководитель Северо–Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Министерства культуры РФ (СЗД) Александр Шабасов, в этом году ему поставлена задача при реализации новых проектов максимально ориентироваться на отечественных производителей оборудования и материалов. "Этот тренд связан с макроэкономическими аспектами", — пояснил Александр Шабасов.
Источник "ДП" в Министерстве культуры добавил, что ведомство ищет нужные агрегаты у поставщиков из лояльных стран, в частности из Азии. "Чтобы сохранить политкорректность", — отметил источник.
Количество отечественных аналогов специфического оборудования, в котором нуждаются такие учреждения, как, например, театры, по словам специалиста министерства, сильно ограничено. "Появляются отдельные разработки и производства в городах Центральной полосы России: Туле, Екатеринбурге, Подмосковье. Есть они и в Петербурге. Я надеюсь, что благодаря заданному курсу они разовьются. Но говорить о полном замещении импортного оборудования отечественным на данном этапе рано", — говорит Александр Шабасов.
Он подчеркнул: подходить к проблеме импортозамещения нужно очень деликатно. "Все объекты культуры знаковые. Их начинка должна быть на самом высоком уровне", — заключил Александр Шабасов.
Творчество и техника
Сейчас в работе СЗД семь проектов. В том числе реконструкция цирка на Фонтанке, реставрация дворцового комплекса в Ораниенбауме и реконструкция здания Петербургской консерватории. Общий бюджет проектов в работе превышает 10 млрд рублей. В этом году в портфель СЗД, в частности, добавились достройка второй очереди Российской национальной библиотеки, создание инфраструктуры в музее–заповеднике Кижи и строительство нового здания для Академического Малого драматического театра — Театра Европы Льва Додина в Петербурге.
Последний проект, по словам Александра Шабасова, самый технологичный.
"В ближайшие дни завершится его согласование. Приступить к строительству мы рассчитываем в этом году и завершим проект за 3 года. Общий объем инвестиций составит 2,5 млрд рублей", — сообщил Александр Шабасов.
Новый комплекс Театра Европы общей площадью 23 тыс. м2 появится на участке 1 га на Звенигородской ул., 7а. В нем будет не только зрительный зал на 600 мест с новой сценой, но также камерная сцена на 75 мест, три репетиционных зала и другие помещения. "Проектом предусмотрен весь процесс подготовки и эксплуатации спектакля, от сценарного периода до производства декораций, реквизита, костюмов и показа", — пояснил Александр Шабасов.
Он отметил, что традиционно почти все свето– и звукотехническое оборудование для новых театров, а также узлы механики сценического оборудования — импортные. В Северо–Западной дирекции знают об этом не понаслышке, так как именно СЗД выступала заказчиком строительства Мариинки–2, реконструкции БДТ и Александринского театра, отмечает Александр Шабасов.
Последнее слово в выборе механизмов, по его словам, должно оставаться за руководителем культурного учреждения — "ведь ему потом на этом оборудовании работать".
Художественный руководитель Театра Европы Лев Додин вчера был недоступен для общения.
В пресс–службе
Александринского театра (в 2006 году он пережил реконструкцию основной сцены, а в 2013 году открыл новую сцену — Александринка–2), сообщили, что возможности оборудования сильно влияют на техническое воплощение творческих идей. "Сегодня оборудование по свету, звуку, механике сцены управляется компьютером. И все крупные театры предпочитают работать на оборудовании признанных лидеров этого рынка — иностранных фирм", — отметили в пресс–службе Александринского театра.
"Снегурочка" в опасности
В то же время инициатива Министерства культуры может сыграть решающую роль в развитии отечественных промышленных предприятий, которые занимаются производством оборудования для объектов культуры.
Но сами производители честно признают, что пока не готовы составить достойную конкуренцию иностранным компаниям.
"В России нужное оборудование практически не производят. А то, что есть, по качеству и возможностям значительно уступает иностранной продукции. Импортное служит 15–20 лет, а наше — в 2 раза меньше", — говорит Алексей Балтинский, административный директор ЗАО "Дока" (занимается проектированием, реконструкцией и техническим оборудованием сцены).
Он рассказал, что один из его клиентов — региональный театр — закупил российские подъемные механизмы для сцены. "Представьте, идет спектакль "Снегурочка", где героиня спускается на сцену с небес. Но она спускается с таким шумом и с такой неравномерной скоростью, что зрители не наслаждаются зрелищем, а переживают, что она вот–вот приложится к сцене", — говорит он.
При наличии политической воли и серьезных инвестиций решить задачу с импортозамещением в культурной сфере можно будет лет за десять, говорят эксперты. "Но этот вопрос сродни дискуссии о замене всех автомобилей в России на продукцию АвтоВАЗа. Наш автопром, конечно, справится. Но будет ли доволен потребитель?" — рассуждает Алексей Балтинский.
Заказчики хотят, чтобы за год наши предприятия начали выпускать совершенно новую для себя продукцию такого же высокого качества, как импортная, но вдвое дешевле, говорит Андрей Мисюль, директор по развитию ГК "Ракурс" (разработка и производство систем промышленной автоматизации). По его словам, это невозможно. "Путь от получения новой разработки до внедрения ее в серийное производство занимает 3–4 года", — заключил Андрей Мисюль.
“
В механике сцены есть импортные комплектующие, но собирается оборудование в России. То есть его можно считать отечественным. Например, в прошлом году открылся новый Марийский государственный театр оперы и балета, для которого мы проектировали и поставляли светотехническое, звуковое, механическое и прочее оборудование. В этом проекте по желанию заказчика была сделана ставка на российских производителей. Их продукция обычно не менее чем на 10% дешевле. Но осветительное и звуковое оборудование мы чаще всего все–таки закупаем за рубежом.
Елена Тихонова
представитель компании "Система. Сценическое оборудование"
“
Российские производители мебели могут обеспечить 90% потребностей учреждений культуры. Но когда театры проектируют западные компании, как это было с Мариинкой–2, они стараются привести и своих поставщиков мебели, оборудования. Мы изготовили всю мебель для второй сцены Мариинского театра. К ней предъявлялись специфические требования. Так, кресла в зале должны были соответствовать акустическим параметрам, ткань — стойкая к истиранию. Фурнитура, часть тканей импортируется, но это не критично. К тому же у нас тоже начали появляться качественные комплектующие.
Александр Шестаков
гендиректор Первой мебельной фабрики