Бизнес подхватил идею чиновников передать установку 1300 фиксаторов скорости на дорогах Ленобласти в частные руки. Производители и потенциальные инвесторы называют проект на 1,3 млрд рублей финансово привлекательным, но просят огласить правила игры.
Об инициативе передать установку фиксаторов в частные руки рассказал 24 марта председатель комитета по дорожному хозяйству Ленобласти Михаил Козьминых. По предложенной комитетом схеме, область передает бизнесу установку фиксаторов, а впоследствии выкупает камеры за деньги, которые водители заплатят в бюджет в качестве штрафов за превышение скорости. При этом предполагается, что сумма выкупа будет существенно больше, чем объем инвестиций в установку камер.
Сейчас в Ленобласти работает всего 83 прибора фиксации нарушений. Исходя из их средней стоимости более 1 млн рублей, регион потратил на покупку около 100 млн рублей. Учитывая, что в рамках нового проекта планируется установить еще 1300 камер, идея областных властей, по самым скромным подсчетам, открывает перед бизнесом рынок объемом 1,3 млрд рублей.
Сейчас одна установленная в Ленобласти камера приносит бюджету примерно 7,5 млн рублей в год. Таким образом, срок окупаемости одного прибора составляет всего 2-3 месяца. Стоимость систем колеблется от 800 тыс. до 3,5 млн рублей за штуку в зависимости от возможностей оборудования. Так, распространенный в Петербурге комплекс «Крис» производства местной компании «Симикон» позволяет контролировать только одну полосу и стоит от 800 тыс. рублей. Одна из новых разработок компании – система «Кордон» работает сразу на четыре полосы и стоит более 3 млн рублей.
Сама идея привлечь к установке дорожных камер частных инвесторов не нова и в Европе используется давно. Правда, по-своему. Например, в Италии частные компании могут даже владеть приборами и получать все штрафные деньги. «Там получателем штрафов является коммуна (в российском варианте – населенный пункт), а не регион в целом. Владеть приборами могут как коммуны, так и частные компании, которые заключают договор с коммунами, инвестируют средства и затем получают вознаграждение в виде части дохода от штрафов. Точно не знаю, какой процент от штрафа, возможно, даже весь штраф, так как для коммуны это в первую очередь не доход, а безопасность ее жителей», – рассказывает коммерческий директор ЗАО «Ольвия» (петербургский производитель приборов «Арена» и «Кречет») Сергей Зайцев.
Читайте также:
"Ольвия" создала радар-трансформер
В Финляндии для контроля за ситуацией на дорогах используют немецкие камеры компании Jenoptik (сами финны производством такого оборудования не занимаются). Уровень безопасности движения там один из самых высоких в мире, и это позволяет сильно экономить на содержании большого штата дорожной полиции, как это приходится делать в России, говорят эксперты.
Проекты с камерами достаточно прибыльны, в кризисные годы за счет сбора штрафов государство может существенно пополнить казну, считает Антон Рогачев, генеральный директор ООО «Йеноптик Компонентс» (немецкий производитель лазеров, оптических, оборонных и гражданских систем Jenoptik, работает в России с 2005 года). «Мы готовы предложить высококачественное оборудование, которое зарекомендовало себя во многих странах мира. Да, наши приборы представлены в высоком ценовом сегменте, но когда частник начинает считать возврат инвестиций, стоимость самого прибора часто уходит на второй план», – говорит Антон Рогачев.
В Петербурге работают два крупнейших российских производителя приборов фиксации нарушений – «Симикон» (приборы «Крис» и «Кордон») и ЗАО «Ольвия» (приборы «Арена» и «Кречет»). Между продукцией этих компаний поделен весь местный рынок фиксаторов. По оценкам экспертов, «Ольвия» производит для города и области около 60% приборов, остальное создает «Симикон». Кроме того, есть ряд более мелких компаний, продукция которых представлена исключительно в других регионах.
По словам Михаила Козьминых, только за 2014 год 40 камер принесли региональному бюджету 300 млн рублей, а необходимые 1300 приборов могут приносить еще около 10 млрд рублей ежегодно. Вопрос о том, какая часть из этой суммы достанется партнеру областной администрации, который будет принимать участие в ГЧП, пока остается открытым. Как и многие другие вопросы.
Производители говорят, что проект потребует от исполнителей намного большего, чем просто установку приборов. «Идея хорошая, но будет нужен единый центр обработки данных, понадобятся серверы, помещения под них. Нужно очень хорошо продумать, как будет работать эта система с технической точки зрения. Это вызывает массу вопросов. Например, кто будет заниматься обслуживанием системы? Кто будет отвечать за передачу данных? Как будет осуществляться передача данных от приборов в центр обработки?» – рассуждает заместитель генерального директора компании «Симикон» Андрей Лазарев.
Заявленное количество камер – 1300 штук – эксперты называют вполне адекватным для области. «1300 камер для такого региона, как Ленинградская область, – это вполне нормально. Например, в Краснодарском крае уже работает 1100 камер и планируется установка дополнительных. Но, чтобы они у нас заработали, необходимо подготовить центр обработки данных. Это самостоятельная, серьезная работа, сейчас центр наверняка не готов обрабатывать такую массу данных и выписывать столько постановлений о наложении штрафов. Что касается инвестиционных проектов, то опыт такой в России есть. Но при этом часто делается выбор не в пользу качественного и надежного оборудования, а в пользу более дешевого», – считает коммерческий директор ЗАО «Ольвия» Сергей Зайцев.
Первый потенциальный инвестор заявил о себе уже на следующий день после обнародования идеи. Им стало петербургское ООО «СЛК-Спецтехника», которое работает на рынке с 2005 года и занимается производством, реализацией и лизингом оборудования (спецтехника, строительная и коммунальная техника). Согласно данным базы СПАРК, компанией единолично владеет Ринат Садыков. Выручка компании за 2013 год составила почти 150 млн рублей.
Инвестор готов вложиться в проект, но сетует на то, что у комитета пока нет на этот счет никакой модели. «Идея сразу показалась нам привлекательной. Мы обзвонили производителей, узнали сроки окупаемости и сейчас активно общаемся на тему участия в проекте с комитетом. Мы готовы взять на себя закупку оборудования и его установку. Как только нам более четко обрисуют схему работы, мы будем детально просчитывать экономику и готовить бизнес-план», – объясняет специалист отдела продаж «СЛК-Спецтехника» Дмитрий Чапурин.
По словам производителей, при больших заказах они готовы пересмотреть ценовую политику и предоставить скидки. «У нас вообще гибкая система скидок. Мы готовы производить примерно 200 самых современных приборов в месяц, однако и это не предел, предприятие имеет потенциал, который, однако, можно реализовать только при тщательном планировании производства и графика поставок», – говорит Андрей Лазарев.
Столичные производители тоже не прочь включиться в борьбу за участие в ГЧП, как только власти региона сформулируют четкие параметры проекта. По данным участников рынка, в Москве сейчас установлено 800 приборов фиксации дорожных нарушений и планируется установить еще 400.
Кроме того, в Москве с 2012 года работает масштабная госпрограмма «Безопасный город», в рамках которой до 2018 года планируется в том числе установить большое количество систем видеонаблюдения. Общая стоимость программы составляет 150 млрд рублей. Почти 13% этой суммы составят деньги юридических и физических лиц.
В Москве и Московской области среди производителей дорожных приборов фиксации нарушений доминирует, занимая 90% рынка, местное ООО «Системы передовых технологий» (прибор «Стрелка»). Комментировать инициативу чиновников из Ленобласти в московской компании отказались.
«Передача частным инвесторам дорожных камер, безусловно, может стать выгодным предприятием как для государства, так и для производителя», – считает Алексей Кадейшвили, технический директор компании «Вокорд» (московский производитель дорожного фото- и видеооборудования).
«Главное в этом вопросе – не собрать штрафы, а сберечь жизни людей. Например, в Уфе после установки 60 камер число погибших снизилось в 2 раза. И ведь люди реально благодарны администрации. Да и в Петербурге, если присмотреться, после установки камер на кольцевой скорость упала. И в городе больше 80 км/час ездят теперь редко. Только на перекрестках камер нет, поэтому постоянно едут на красный – здесь еще явно нужно работать», – рассуждает Сергей Зайцев.