Владельцы фитнес–клубов в Петербурге зафиксировали снижение спроса на 25 – 50%. Одни из них отказываются от нерентабельных объектов, другие ведут переговоры о снижении ставок аренды и открывают новые заведения.
Из–за кризиса петербуржцы отказываются от товаров и услуг не первой необходимости, занятия спортом для многих оказались в их числе. Участники рынка фитнеса фиксируют снижение спроса и ищут способы снижения издержек. Холдинг "Алекс Фитнес" закрыл нерентабельный клуб на ул. Маршала Казакова. А владелец сети Fitness House Алексей Фурсов все силы бросил на переговоры с арендодателями и до конца года откроет 3 – 4 клуба.
Путевки вместо спорта
"До последнего времени мы не чувствовали снижения спроса, но в этом месяце заметили значительное сокращение желающих купить абонемент — примерно на 50%", — говорит Елена Шибанова, генеральный директор SculptorsGroup. Она связывает это с тем, что традиционный летний спад начался раньше, воспользовавшись снижением курса валют, люди покупали летние путевки.
По отношению к I кварталу 2014 года негативный тренд находится в диапазоне 15 – 25% с поправкой на сезонность, говорят в "Алекс Фитнес". Холдинг 1 апреля закрыл свой клуб на ул. Маршала Казакова. Как рассказали в компании, закрытие планировалось еще осенью прошлого года.
"Клуб на Казакова был нерентабельным, поэтому было принято решение объединить две клиентские базы данного района в клубе в ТК "Фиолент", — рассказали в пресс–службе компании. Закрывать другие заведения не планируется.
Сэкономить на аренде
Расходы сетей возросли: подорожали коммунальные услуги, электроэнергия, из–за курсовых колебаний подорожало спортивное оборудование.
Чтобы облегчить нагрузку на свой бизнес, фитнес–операторы ведут переговоры с арендодателями о снижении ставок аренды или пересмотре условий договора аренды. "Те договоры аренды, которые были в валюте, мы пересмотрели, и арендодатели согласились зафиксировать курс, по большинству клубов договорились о фиксации цены, по отдельным даже удалось добиться скидки", — говорит Алексей Фурсов, президент холдинга "Евразия" (сеть Fitness House).
В компании SculptorsGroup отказались комментировать свои отношения с арендодателями. А вот "Алекс Фитнес" сетует, что не по всем помещениям удается найти понимание. "К сожалению, не все собственники адекватно реагируют на изменения текущей рыночной ситуации, мы видим попытки компенсировать валютные потери прибыли за счет перекладывания потерь на арендаторов", — говорит Алексей Ковалев, президент "Алекс Фитнес".
Продолжили открывать
Несмотря на кризисные настроения, в этом году операторы продолжат запускать клубы. На рынок выходят новые игроки. В конце прошлого года открылся Art of fitness, летом начнет работу фитнес–клуб "Победа".
Не отказываются от расширения и давние участники рынка. SculptorsGroup сохраняет свои планы по открытию новых клубов. "Никаких антикризисных мер мы пока не принимаем", — говорит Елена Шибанова.
Сеть Fitness House до конца года откроет 3 – 4 клуба. Снижение спроса у конкурентов Алексей Фурсов связывает с ростом популярности своих клубов.
Холдинг "Алекс Фитнес" отложил планы интенсивного развития сети (компания планировала открыть более 100 клубов в течение 3 – 5 лет) до лучших времен, говорит Алексей Ковалев. "Тем не менее мы подпишем несколько новых проектов, но ощутимый акцент мы делаем на повышение рентабельности действующих клубов", — добавляет он.
До начала лета холдинг планирует потратить более 100 млн рублей на модернизацию клубов: общий ремонт, замену систем кондиционирования, оборудования, увеличение программ и запуск новых фитнес–продуктов.
Рост цен
Собственник "Алекс Фитнес" планирует увеличить стоимость абонементов примерно в 1,5 раза. "Скорее всего, клиентская база сократится за счет "спящих" клиентов, однако незначительно. Количество клиентов теперь переходит в качество", — говорит Алексей Ковалев.
SportLife
тоже поднял цены на свои абонементы.
В сети Fitness House повышать цены на абонементы не планируют. "Мы зафиксировали стоимость абонемента, не будем ее снижать, но и повышать — тоже", — говорит Алексей Фурсов.