За 2 года работы "строительного" вице-губернатора Марата Оганесяна рынок городского дорожного заказа объемом 50 млрд рублей изменился как по составку игроков, так и по условиям получения контрактов. Теперь в отрасли может начаться очередной передел.
В этой должности Марат Оганесян проработал чуть больше 2 лет, с марта 2013 года. За это время рынок дорожного госзаказа сильно изменился: несколько крупных игроков значительно ослабили позиции. Их ниши заняли новички, в основном выходцы из московской дорожно-строительной отрасли.
Деньги на дорожные работы из бюджета Петербурга - около 40 млрд рублей ежегодно (10% бюджета города) - распределяет комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), который в числе других строительных ведомств подчинялся аппарату Марата Оганесяна.
Пул подрядчиков, осваивающих эти деньги, начал формироваться еще в 1990-е годы. В момент прихода Марата Оганесяна на пост вице-губернатора позиции лидеров дорожно-строительных работ стабильно занимали ЗАО "АБЗ-Дорстрой", ОАО "ГСК" (также работало и по строительному госзаказу), ЗАО "Буер" и ЗАО "ВАД". В работах на трамвайных путях лидировало ЗАО "НиК", на развязках и мостах - ЗАО "Пилон", ОАО "Мостострой №6" и ОАО "Мостоотряд №19".
Тогда, в 2013 году, в КРТИ начались перестановки, которые длились вплоть до августа 2014 года, когда главой комитета был назначен москвич Сергей Харлашкин. Так, с ноября 2013 года КРТИ возглавлял Анатолий Мишанов. До этого меньше года место главы занимал Дмитрий Буренин. Источники dp.ru в отрасли рассказывали, что он серьезно конфликтовал с Маратом Оганесяном, хотя официально эта информация так и не была подтверждена. Предшественником Дмитрия Буренина был Борис Мурашов. Сейчас он работает в "Группе ЛСР".
Вместе с руководителями менялись и их замы, и руководители Дирекции транспортного строительства (ДТС), которая занимается непосредственно распределением дорожных подрядов с организационной поддержкой комитета по госзаказу. Так, в декабре 2013 года был назначен новый зампред главы комитета Виктор Васильев. Он сменил Антона Суханова. В 2013 году уволились глава ДТС Александр Зубарев и его правая рука Николай Горшнев. С марта 2014 года должность главы ДТС занимал бывший военный и выходец из структур Росавтодора Виктор Сулима, но в сентябре его заменил москвич Сергей Морозов, ранее уже работавший с Сергеем Харлашкиным.
Дорожники неоднократно говорили о том, что текучка кадров в комитете делает ситуацию крайне запутанной: не успевают утвердиться одни внутренние негласные правила, как уже вводятся новые. В этих условиях далеко не всем крупным игрокам удалось сохранить свои позиции, тогда как другие, напротив, удачно сумели воспользоваться ситуацией.
Так, за последние 2 года серьезных успехов в Петербурге добилось московское ООО "Дивный град", чей портфель госзаказов за 5 лет увеличился более чем в 3 раза: с 546 млн рублей в 2010 году до более чем 1,6 млрд рублей в 2014 году, по данным системы "Спарк". В сфере ремонта дорожных путей традиционного подрядчика "НиК" с многолетним опытом работ потеснило молодое ООО "МК–20СХ", которое начало участвовать в госзакупках лишь в 2011 году. В то же время вокруг "МК-20СХ" разгорался крупный скандал, связанный с работами компании на Старо-Калинкином мосту.
Ослабли позиции и традиционного лидера дорожно-строительного рынка ЗАО "АБЗ-Дорстрой". В апреле в офисах компании вообще прошли обыски. Лидирующее в дорожном госзаказе даже не на петербургском, а на российском уровне ЗАО "ВАД" (госзаказы по итогам 2014 года почти на 80 млрд рублей) вообще перестало участвовать в конкурсах на текущие работы для Смольного и сконцентрировалось на федеральных подрядах на территории нашего региона. Меньше городских заказов стала получать столь же опытная фирма "Мегамейд", которая, впрочем, смогла успешно компенсировать их недостаток другими работами, в том числе по заказам от военных структур. И, конечно, самой громкой неудачей стали многомиллиардные убытки "Мостостроительного отряда №19", крупнейшего игрока рынка строительства мостов. Сейчас компании предрекают банкротство. Зато удержать позиции удалось компаниям "Буер" и "Пилон", которые продолжили получать миллиардные подряды и в 2013, и в 2014 годах.
Также в отрасли за 2 года наметилось три новых типичных тенденций. Во-первых, никто уже не удивлялся, увидев среди подрядчиков какую-то новую московскую компанию. С некоторыми из них, такими как "Спэлл" или "Капиталстрой", например, в итоге были связаны громкие скандалы. Во-вторых, в ДТС начали периодически игнорировать предписание петербургского управления антимонопольной службы (УФАС по Петербургу). Контракт с подрядчиком заключали, после чего тот при поддержке УФАС пытался отстоять свои права в суде, однако получалось это далеко не всегда. В-третьих, участились случаи начала работ на объектах до проведения конкурса и заключения контракта, о примерах которых dp.ru не раз рассказывал. При этом жалобы редакции на эти факты в компетентных структурах были проигнорированы.
Прошлый год ознаменовался выходом на петербургский рынок госзаказа структур московской группы "Сумма" Зиявудина Магомедова, которые сразу же получили многомиллиардные подряды на строительство намыва и дорог в Колпино.
Вспоминая плюсы этого периода для отрасли, дорожники отмечают, что вице-губернатор был доступен для общения и иногда мог решить серьезную проблему в режиме ручного управления. Также его характеризовали как авторитарного руководителя, который стремился структурировать все правила работы, включая внегласные и неофициальные.
Информацию об отставке вице-губернатора игроки дорожного-строительного рынка сообщали dp.ru в течение всего марта и апреля, так что окончательно подписанное заявление не стало сюрпризом. Также ясно, что отрасль ждут очередные перемены, и в этих условиях одним предстоит снова удерживать позиции, другим - попытаться воспользоваться очередным шансом.