Школы иностранных языков в кризис растут за счет белых воротничков, которые учат языки в попытке повысить свою цену на рынке труда. Однако вакансий для таких специалистов не много. Объем рынка обучения иностранным языкам в Петербурге составляет 10 млрд рублей.
Объем петербургского рынка обучения иностранным языкам, по разным оценкам, в прошлом году превысил 10 млрд рублей. В Петербурге стабильно высокая доля тех, кто изучает иностранные языки для дальнейшего обучения за рубежом, в 2013 году она составляла до 7% респондентов inFOLIO Research Group.
Кризис ударил по языковым школам опосредованно, поскольку на образовании экономят неохотно, гораздо сильнее школы пострадали от кризиса туристической отрасли.
Без курортного общения
По данным участников туристического рынка, спрос на их услуги с начала этого года сократился на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. В итоге учить языки ради туризма стали реже.
"Еще в середине 2014 года 55% наших новых учеников основной целью изучения языка называли желание путешествовать, сейчас же большинство учеников — 53% — это белые воротнички, их мотив для занятий — карьерный рост либо сохранение действующих позиций", — говорит Александр Ларьяновский, управляющий партнер онлайн–школы английского Skyeng. По его словам, рабочий мотив стал превалировать в последние полгода, "туристы" теперь на втором месте — 20%.
Его наблюдения подтверждает Екатерина Васильченко, совладелица языковой школы Frangle. По ее словам, слушатели все чаще ставят четкие цели на небольшой срок, например подготовка к собеседованию в зарубежной фирме. По ее данным, 60% слушателей учат язык "для себя", остальные — для работы, но в последнее время это соотношение меняется в пользу желающих учить язык ради работы.
"Складывается интересная ситуация — снижается спрос на групповые занятия, одновременно растет востребованность индивидуальных, а также занятий по Skype", — говорит Екатерина Васильченко.
Сэкономить на учебе
Колебания курсов валют привели к повышению стоимости занятий в тех школах, где работают иностранные граждане.
Skyeng поднял стоимость занятия с носителями языка почти в 2 раза в декабре прошлого года, после скачка курса доллара. "Мы переживали, что из–за этого произойдет отток студентов, но этого, к счастью, не случилось, кто–то просто стал платить больше, большинство переключились на русскоговорящих преподавателей", — рассказывает Александр Ларьяновский. С укреплением рубля школа отыграла стоимость занятий на 20% и готова дальше снижать цены, если курс еще опустится.
А вот в ABSchool говорят, что стоимость занятий не менялась из–за колебаний валют: хотя школа предлагает занятия с носителями иностранного языка, но в основном все они проживают в России и с пониманием относятся к экономическому положению.
Стремление петербуржцев к экономии заставляет их чаще выбирать онлайн–обучение. "Кризис, конечно, влияет, люди стали считать деньги, поэтому все чаще покупают занятия через Skype, они на 30% дешевле занятий в школе", — говорит Екатерина Васильченко. По ее словам, особенно эта разница важна для москвичей, но имеет значение и для петербуржцев. "Сейчас мы думаем о том, чтобы перейти полностью на онлайн–обучение", — призналась Екатерина Васильченко.
Оценят не многие
Стремление улучшить свои позиции на рынке труда похвально, однако работодателей, способных оценить знания языка, не много, отмечают рекрутеры.
По данным
Superjob.ru
, знание иностранного языка является значимым фактором только для 7% компаний Петербурга и чаще всего касается таких позиций, как переводчики, менеджеры ВЭД, менеджеры по продажам или закупкам, работающие с иностранными контрагентами, секретари–референты.
С февраля по апрель в 15% размещенных на сайте hh.ru вакансий среди прочих содержалось требование знания английского языка. "В условиях усиления конкуренции среди соискателей стоит ожидать, что работодатели будут более требовательны не только к опыту и образованию, но и к знанию языка", — отмечают в "HeadHunter Северо–Запад".
"ВЕРТЕКС" — компания российская, высокий уровень владения иностранным языком все же не ключевое преимущество для большей части персонала, требуется для тех, чья работа связана с поиском заказчиков для контрактного производства, закупкой, снабжением, говорит Георгий Побелянский, генеральный директор ЗАО "ВЕРТЕКС". По его словам, в кризис чаще приветствуются гибкость и мультифункциональность специалистов, готовность выполнять работу, которую ранее делать не приходилось.
В то же время работодатели отмечают позитивный тренд — владеющих иностранными языками стало больше.
"За последние 5 – 7 лет уровень знания английского среди соискателей повысился, это особенно заметно по молодым специалистам. Одновременно в группе соискателей с большим опытом работы, от 30 лет, также увеличился процент говорящих на английском", — радуется Екатерина Мельникова, менеджер по организационному развитию и обучению персонала фабрики "Петро", JTI.
"Если компании необходим сотрудник со знанием английского языка, то при необходимости оптимизировать штат это станет аргументом для его удержания", — отмечает Ольга Кукаркина, директор службы персонала Becar Realty Group.
“
Доля тех, кто учит английский ради карьеры, в нашей школе всегда была большой, но сейчас она дополнительно растет. Причина в том, что это инвестиции в себя, навык, который напрямую улучшает возможности по поиску работы, росту зарплаты. Это в кризис особенно важно. Количество взрослых студентов в наших школах в Петербурге выросло на 42% по сравнению с прошлым годом, но в январе мы открыли еще одну школу, чтобы принять всех желающих. Из–за кризиса пришлось в этом году повысить стоимость занятий, примерно на величину инфляции.
Карл Кронстедт
директор школ English First в России
“
Французский, итальянский языки петербуржцы учили из–за их красоты, а также ради общения в путешествиях. Из–за кризиса меньше людей выезжают в Европу, спрос на эти языки сошел на нет, падение составило до 80%. Даже программы лояльности, скидки не помогают набрать группы в прежнем объеме. Зато изучение английского языка практически не пострадало, спрос на уровне прошлого года. Я это связываю с большой работой по удержанию учеников, привлечению новых.
Алена Грынкевич–Судник
директор школы ABSchool