00:1430 апреля 201500:14
68просмотров
00:1430 апреля 2015
Аналитики советуют IT–компаниям больше смотреть на экспортный рынок, а потребителям их услуг — на аутсорсинг.
По мнению аналитиков J’son & Partners Consulting, 2015 год будет одним из самых трудных для IT–индустрии. В силу того, что значимую долю рынка составляют услуги по системной интеграции и дистрибуции иностранного оборудования и программного обеспечения, "рост курса доллара, общее ухудшение макроэкономической ситуации и сохраняющаяся волатильность на валютном рынке окажут серьезное негативное воздействие на этот сегмент в связи с сокращением спроса, значительными валютными рисками и снижением доступа к кредитным ресурсам". Его не смогут нивелировать даже сохранение спроса на автоматизацию со стороны ряда отраслей экономики, включая госсектор.
Вне бойкотов
Единственным исключением из правил, по мнению экспертов J’son & Partners Consulting, станут экспортно ориентированные компании, прежде всего разработчики программного обеспечения на заказ. Ключевой статьей затрат для них является рабочая сила, подешевевшая почти вдвое в долларовом эквиваленте, поэтому они имеют шансы вернуться к той ситуации в начале 2000–х, когда их услуги имели большое преимущество по цене и пользовались повышенным спросом со стороны западных заказчиков.
Тем более что сектор IT оказался вне санкций и бойкотов, да и сам процесс переориентации у них гораздо менее затратен, чем, скажем, у производителей или дистрибьюторов.
Аутсорсинг
Но есть и определенные перспективы на внутреннем рынке. В 2014 году российский IT–рынок, по данным IDC, впервые за последние годы упал на 2% в рублях и на 19% в долларовом выражении — до $28,11 млрд. Тем не менее некоторые направления показали менее печальную статистику — так, например, доходы российских компаний от IT–услуг сократились на 15% в долларах (до $6,57 млрд) и выросли на 2,2% в рублях.
IT–аутсорсинг растет в России быстрее других видов услуг, так как идет с низкой базы, и доля аутсорсинга в российских компаниях все еще существенно ниже, чем в западных странах. Соответственно, она имеет все перспективы к росту, и, как говорят участники рынка, эта тенденция уже видна — заказчики переходят от краткосрочных контрактов к более длительным. И малый, и средний бизнес все чаще выбирают облачные сервисы, для того чтобы сэкономить на развертывании собственной IT–инфраструктуры. Еще одно направление, пользующееся спросом, — технологии, обеспечивающие мобильность, к примеру, управление персоналом на удаленных бизнес–объектах через смартфоны и корпоративную почту.
"Безусловно, в текущих экономических условиях компании будут оптимизировать свои расходы во всех областях, в том числе и затраты на IT, — говорит Елена Сливко–Кольчик, директор макрорегиона Северо–Запад Microsoft. — Но это не значит, что они станут меньше использовать технологии в своей работе. Правильнее было бы говорить не об экономии на IT, а об оптимизации, изменении способа "потребления" IT: от желания все иметь у себя в офисе к осознанию выгоды от того, что большая часть, а может быть, и вся IT–инфраструктура компании может быть развернута где–то у провайдера услуг".