Пока зарубежные участники петербургского автокластера замораживают свои проекты, российские бизнесмены спешат закрепиться в отрасли и готовы вложить в заводы автокомпонентов более 6 млрд рублей.
Обвал авторынка привел к падению спроса на комплектующие. В результате иностранные производители автокомпонентов сворачивают планы по развитию в России. Их нишу готовятся занять российские бизнесмены. Одни из них делают ставку на сотрудничество с АвтоВАЗом, который собирается наращивать выпуск автомобилей Lada. Другие — на то, что через пару лет объемы производства увеличат и производители иномарок.
О своих планах по развитию производства автокомпонентов уже заявили Сергей Бодрунов (контролирует три завода "АД Пластик" в России и предприятия в Европе) и ГК "Петровский строитель", принадлежащая главе азербайджанской диаспоры Петербурга Вагифу Мамишеву. Инвестировать в завод автокомпонентов в Татарстане намерена и петербургское ЗАО "Мир упаковки".
Местные пошли в рост
По словам Сергея Бодрунова, который через "Санкт–Петербургскую инвестиционную компанию" контролирует хорватскую группу "АД Пластик", сейчас самое время для увеличения объемов производства. Он намерен вложить около 600 млн рублей в расширение мощностей двух из трех заводов группы в России. Это заводы в Калуге и Тольятти, которые поставляют продукцию на АвтоВАЗ (третий завод в Луге поставляет на всеволожский Ford и московский Renault).
"Мы ожидаем роста сегмента автокомпонентов, где применяются передовые технологии. Мы планируем привести в Россию новые технологии, применяемые нами на европейских заводах группы. Я считаю, что ситуация на российском рынке через несколько лет станет лучше, поэтому расширяться имеет смысл именно сейчас", — говорит Сергей Бодрунов.
Как рассказал Вагиф Мамишев, его предприятие ОАО "Автоарматура" ведет переговоры с автопредприятиями о расширении поставок. "Мы планируем начать выпуск дверных ручек, зеркал, другой пластиковой продукции. Для этого нам нужно провести переоснащение производства, сертификацию менеджмента по новому ISO", — отмечает Вагиф Мамишев.
По оценкам экспертов, инвестиции могут составить около 1,5 млрд рублей. Сейчас завод имеет около 70 контрактов с автосборочными предприятиями России и выпускает 750 наименований автокомпонентов (антенны, подрулевые переключатели, замки зажигания и др.).
Объемы производства автокомпонентов на заводе ежегодно растут на 15–20%, говорит бизнесмен. Основные потребители продукции "Автоарматуры" — автозаводы бывшего СССР. Часть ассортимента поставляется на сборочные производства иностранных автозаводов. В течение 3 лет предприятие переоснастит производственную площадку на ул. Салова в Петербурге, а после открытия нового завода намерено довести объем производства до 1 млрд рублей в год.
Согласно отчетности компании за 2013 год, оборот завода составил 301 млн рублей. Предполагается, что на полную мощность новый завод выйдет через 5–7 лет. "Возможно, новый завод разместится на нашем участке в Шушарах, если не найдем более подходящей территории", — говорит Вагиф Мамишев.
Кроме того, осенью петербургский производитель упаковки, ЗАО "Мир упаковки", запустил предприятие во Всеволожске, начал делать пластиковые компоненты для завода Nissan (800 млн рублей вложено в первую очередь) и намерен инвестировать 4 млрд рублей в строительство завода в Татарстане. Основным заказчиком станет альянс Renault–Nissan, что подтверждал ранее директор завода Nissan Дмитрий Михайлов.
Спад везде
Сейчас производители иномарок снижают объемы выпуска на фоне падения продаж. По данным АЕБ, объем продаж иномарок в России в январе–апреле 2015 года снизился на 37,7% по сравнению с тем же периодом 2014–го. Объем производства в Петербурге в 2014 году (Toyota, Nissan, Hyundai, GM) упал на 8% по сравнению с 2013–м и составил, по данным агентства "Auto–Dealer–СПб", 361,4 тыс. машин.
Продажи за тот же период сократились на 6% и составили 191,4 тыс. машин. Завод Ford во Всеволожске в 2014 году сократил производство по сравнению с 2013–м с 70 тыс. до 30 тыс. автомобилей.
В I квартале 2015 года ситуация не улучшилась — объемы производства петербургского автокластера снизились на 27%. В итоге концерн GM не выдержал и объявил об уходе из России.
На этом фоне глава BMW Норберт Райтхофер заявил, что решение о строительстве завода полного цикла в Калининграде совместно с "Автотором" пока отложено. Объем инвестиций оценивался ранее в 350 млн евро. Впрочем, концерн Daimler AG пока не отказывается от производства в России. Однако иностранные производители автокомпонентов свои планы уже скорректировали.
Так, отложен запуск совместного проекта "Русала" и израильской Omen по производству литых автокомпонентов на базе Волховского алюминиевого завода с объемом инвестиций $20,6 млн. Ранее испанская Grupo Antolin отказалась от строительства завода за 30 млн евро под Тосно. Переносит часть мощностей из Петербурга в Калугу Magna.
Надежда есть
При этом производители российских автомобильных марок чувствуют себя лучше зарубежных автоконцернов. Хотя АвтоВАЗ снизил продажи за первые 4 месяца на 29%, Lada, как и прежде, остается самым продаваемым автомобилем в России, занимая более 20% рынка. УАЗ вообще почти не сократил продажи своих внедорожников — снижение составило всего 0,7%. Ранее президент АвтоВАЗа Бу Андерссон сообщал, что в 2015 году компания планирует выпустить 712 тыс. автомобилей (в 2014 году — 511 тыс.).
Кроме того, на показателях реализации машин пока не отразились бонусные акции отечественных производителей и запущенная правительством РФ с 1 апреля программа льготного кредитования покупки автомобилей. Эксперты считают, что эти акции скорректируют результаты продаж в пользу российских марок. Например, АвтоВАЗ в мае объявил о предоставлении скидок в размере 20–30 тыс. рублей на модели легковых авто Largus, Kalina и Lada 4х4.
По планам
Минпромторга
, до конца года в рамках программы льготного автокредитования будет продано около 200 тыс. машин. За месяц с момента старта программы в банки поступило уже 105 тыс. заявок на покупку машин. За это время было продано 19,1 тыс. автомобилей. Лидер программы — российская Lada. Это означает, что спрос на компоненты для отечественных марок автомобилей будет сохраняться на довольно высоком уровне.
Только за апрель этого года около 10 российских и иностранных компаний заявили о намерениях открыть производство автокомплектующих в ОЭЗ "Алабуга" и "Тольятти". По данным ГК "Энергия", объем рынка автокомпонентов может оцениваться на уровне 650 млрд рублей.
Кроме того, российские предприятия иностранных концернов, которые ориентировались на зарубежных поставщиков комплектующих, стали присматриваться к местным производителям. "Мы следим за развитием рынка локальных поставщиков, сотрудничаем с российскими компаниями и готовы к установлению новых партнерских отношений. Мы работаем с локальными производителями над увеличением доли металла российского производства", — говорит представитель завода Hyundai Мария Мальцева.
“
АвтоВАЗ намерен увеличить производственные мощности до 1,2 млн автомобилей в год, включая площадку Ижевского завода. Под это потребуются большие объемы комплектующих. Неудивительно, что расширять производство намерены многие заводы — поставщики российского производителя. Кроме того, доля автомобилей производства АвтоВАЗа растет в общем объеме продаж. По нашим прогнозам, рынок начнет стабилизироваться в конце 2016–го — начале 2017 года и другие автозаводы тоже будут наращивать объемы.
Игорь Коровкин
исполнительный директор Объединения автопроизводителей России
“
Безусловно, заводам, которые поставляли комплектующие на предприятие GM или основной объем заказов которых приходился на Ford, а также новичкам в этой отрасли сейчас приходится непросто. У того же АвтоВаза уже сформирован свой парк поставщиков, как и у других автопроизводителей. Конечно, можно делать ставку на то, что автозаводы зарубежных автоконцернов будут увеличивать локализацию производства, но участие в новых тендерах происходит на равных для всех условиях и новым игрокам непросто в них победить.
Владимир Березанский
Генеральный Директор "Гестамп Северсталь Всеволожск"