Ограничение лицензии "Росгосстраха" на ОСАГО, выданное ЦБ, продлится полгода, сообщается в "Вестнике Банка России". После публикации приказ вступил в силу, однако компания продолжает работу. Другие игроки рынка пока не спешат делить шкуру неубитого медведя — 30-35% рынка. Хотя очевидно, что ЦБ консультировался с ними перед принятием решения, говорят эксперты.
"Росгосстрах" официально не имеет права заключать договоры ОСАГО в течение полугода — опубликованное вчера на сайте ЦБ решение сегодня вступило в силу. Еще утром и пресс-служба, и операторы колл-центра компании говорили, что продолжают работу в штатном режиме, пока приказ не будет опубликован в "Вестнике Банка России". Компания продолжала работу и на момент публикации заметки. Итоговая версия приказа отличается от вчерашней публикации именно сроком — вчера он не уточнялся. Сама же компания уже выступила с заявлением, в котором отметила, что решение ЦБ их удивило.
"Претензии, которые изложены в информации ЦБ, всегда отрабатывались в рабочем режиме и никогда не служили поводом для таких радикальных решений", — уточняется в распространенном сегодня пресс-релизе. С начала 2015 года компания заключила больше 5,5 млн договоров, за весь 2014 год — больше 18 млн. Те 385 предписаний, на которые ссылается регулятор, занимают ничтожную долю, отмечается в заявлении. К тому же все они выполнены, уверяют в "Росгосстрахе". Впрочем, в компании не реагируют на заявление ЦБ о 2,3 тыс. жалоб на "Росгосстрах", поступивших с начала года.
Регулятор также сообщил о нарушениях законодательства, среди которых, например, непредставление автовладельцам законной скидки за безубыточность, необоснованный отказ в заключении договора ОСАГО, навязывание дополнительных услуг, которые "носили массовый характер".
Претензии ЦБ вполне обоснованны, говорит президент Союза страховщиков Петербурга и Северо-Запада Ирина Лукашевич. При такой доле рынка (30-35% в России и Петербурге в частности) их просто не могло не быть. Всего в ЦБ поступило около 7 тыс. жалоб по этому поводу, из них 2,3 тыс. пришлись на долю "Росгосстраха", что примерно соответствует его доле рынка, говорит эксперт. При этом большая часть всех жалоб поступила с 1 по 12 апреля, между обнародованием нового размера страховых выплат и их вступлением в силу.
Эксперт также напоминает, что на ОСАГО приходится около 40% портфеля "Росгосстраха". Переживет ли компания 6 месяцев — вопрос интересный. Принимая такое решение, Центробанк не мог не вести консультации с другими игроками рынка, считает Ирина Лукашевич, поскольку у компании лидирующие позиции — приостановка работы может справоцировать дефицит. Это подвтерждает и сегодняшнее заявление зампреда ЦБ Владимира Чистюхина, в котором он заверил, что в регионах готовы продавать другие полисы ЦБ.
Однако и с использованием старых полисов могут возникнуть проблемы, которые спровоцируют отток некоторых клиентов. "Ограничение накладывает запрет в том числе на изменение уже заключенных договоров, — говорит Ирина Лукашевич. — То есть вписать нового водителя или выписать не получится, нельзя будет изменить и срок договора".
Вице-президент "Росгосстраха" Дмитрий Маркаров уже сообщил журналистам, что три невыполненных предписания, о которых говорит ЦБ, могут быть исполнены в ближайшее время. Накануне он говорил, что компания решит вопрос за сутки. Сегодня топ-менеджер заявил, что компания может обойти решение регулятора, поскольку оно выписано в пользу ООО "Росгосстрах". Теоретически продажи можно перевести на головную компанию — ОАО "Росгосстрах", заявил он сегодня, обсуждая кризисные сценарии работы. Продажи через головную структуру велись и раньше, но в небольших объемах, уточнил он.
Зампред ЦБ Владимир Чистюхин уже выразил надежду, что "Росгосстрах" устранит нарушения раньше отведенного срока и вернется на рынок. В ограничении, уточнил он, прописан максимальный срок. Другие заметные игроки рынка ОСАГО не спешат рассуждать о нише, которая вскоре может освободиться, и комментируют ситуацию осторожно. Неожиданным решение ЦБ называют представители "АльфаСтрахования".
"Сейчас главная задача, которая стоит перед рынком, — обеспечить продажу полисов автомобилистам, которые планировали застраховать автогражданскую ответственность в "Росгосстрахе", в максимально комфортном для них режиме: не допустить очередей, если нужно оказать консультационную поддержку. Для решения этой задачи мы выделим дополнительные ресурсы", — говорит руководитель управления методологии обязательных видов "АльфаСтрахования" Денис Макаров.
Воздерживается от оценок и заместитель генерального директора "Ингосстраха" Илья Соломатин. "Мы понимаем, что это решение очень серьезное. На моей памяти с одним из лидеров рынка такое происходит впервые — это серьезный намек ЦБ о том, что неприкасаемых нет, независимо от позиции на рынке. ЦБ обычно предупреждает системных игроков о серьезных санкциях заранее и призывают исправлять критические ситуации", — уточнил топ-менеджер.
"Мы надеемся, что "Росгосстрах" будет выполнять свои обязательства перед клиентами в полном объеме и что остальные игроки рынка приложат все усилия, чтобы обеспечить страховой защитой по ОСАГО всех автовладельцев, которых закон обязывает застраховать свою ответственность. Остальное покажет время", — комментирует заместитель генерального директора "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов.
Такие же надежды выражают и в Российском союзе автостраховщиков. В официальном заявлении союз обещает приложить все усилия для того, чтобы привести состояние рынка в соответствие с требованиями ЦБ РФ и повысить качество услуг автостраховщиков.
К моменту публикации материала в колл-центре "Росгосстраха" по-прежнему говорили, что компания работает в штатном режиме по всей стране, поскольку не получала официальных документов от Центробанка.
По данным РСА, объем страховых сборов по итогам 2014 года в Петербурге составил 9,3 млрд рублей, выплат — 5,57 млрд рублей. Всего в ушедшем году заключили 2,03 млн договоров ОСАГО. По статистике регионального ГИБДД, на конец 2014 года в Петербурге зарегистрировано 2,03 млн автомобилей, из них 1 млн 804,5 тыс. — в собственности граждан, 226,5 тыс. — в собственности юрлиц.