Промышленное лобби в парламенте просит срочно снизить ключевую ставку до 8%, а после и вовсе до 6%. Это должно подстегнуть не только промышленность, но и малый бизнес к развитию. Вряд ли ставку снизят больше чем на 1 пункт, скептичны аналитики.
Ставку нужно срочно снижать до 8-8,5% для поддержки промышленного роста, считают в нижней палате парламента. При выработке дальнейшей стратегии по ставке просят учитывать мнение промышленного сообщества. Об этом в письме главе ЦБ Эльвире Набиуллиной написал зампред Госдумы по промышленности Владимир Гутенев. Он отметил, что производство в обрабатывающей промышленности снизилось на 7,2%, в автомобилестроении — больше чем на 37%. Это демонстрирует инвестиционную пассивность внешних и внутренних инвесторов, пишет депутат.
Ближайшее заседание ЦБ по ставке намечено на 15 июня. Тогда и станет известно, пойдет ли регулятор на поводу у промышленного лобби. В январе, например, он ответил на мольбы региональных банков, которые просили снизить ставку до 15%, угрожая собственной смертью. Решение, принятое в конце января, тогда оказалось неожиданным для всех — минус 2 п.п., как банки и просили. На каждом из двух последующих заседаний ставку тоже постепенно снижали, но уже больше опираясь на макропрогнозы. В середине марта ее опустили до 14%, и до 12,5% — в конце апреля. Снижение показателя, за которым тянутся ставки по кредитам, регулятор объяснял как раз таки стимулированием реального сектора экономики.
По итогам каждого подобного заседания уточнялось, что сниженная ставка, даже несмотря на то что она ниже уровня инфляции, по-прежнему позволяет тормозить рост цен. Именно борьбой с инфляцией регулятор мотивировал резкое повышение ключевой ставки в декабре — на 6,5 п.п. — до 17%. Последние данные по недельному приросту цен — 0,1% с 19 по 25 мая, отчитался недавно Росстат. Исходя из этих данных, годовая инфляция на 26 мая снизилась до 15,8-15,9%. В конце мая министр финансов Антон Силуанов говорил, что в его ведомстве ждут к концу года инфляцию в 11%.
Получается, что промышленники просят опустить ставку ниже докризисного уровня 10,5%. У экспертного сообщества, правда, не промышленного, такое предложение вызывает, мягко говоря, скепсис. Это скорее популизм, нежели реальная забота о промышленности, считает аналитик ИК "Энергокапитал" Илья Березин. Банк России в своей денежно-кредитной политике совершенно справедливо оперирует такими понятиями, как инфляционные ожидания, валютный курс и экономическая конъюнктура, отмечает эксперт. Резкое снижение ставки до 8% даже в течение полугода способно вызвать второй декабрь 2014-го, что в итоге дополнительно раскрутит потребительскую инфляцию.
Читайте также:
Ключевая ставка
Ключевую ставку снизили до 12,5%
"Дешевых кредитов бизнес в итоге так и не дождется — вся ликвидность будет уходить в финансовые рынки, но не в реальный сектор, а реальное экономическое состояние России окончательно загубят, — говорит Илья Березин. — Постепенное снижение ставки в зависимости от прогнозов по инфляции, темпу роста ВВП и другим индикаторам вполне обоснованно". Прогноз аналитика на ближайшее заседание — снижение на 1 п.п. при условии стабильности валютного рынка. Пересмотра в большую сторону ждать не стоит из-за повышенного риска усиления ослабления рубля. До дна экономического спада, считают в "Энергокапитале", Россия доберется во II квартале — выйдут слабые макроэкономические данные за последние месяцы.
Если ставка окажется ниже инфляции или будет близка к ней, ликвидность от ЦБ и кредитных организаций окажется на рынках, потребность реального сектора в деньгах она восполнять не будет, солидарен главный аналитик UFS IC Алексей Козлов. Это, как и сверхвысокие ставки, может оказать негативное влияние экономическую динамику. Поэтому регулятор вынужден балансировать между потребностью реального сектора в снижении стоимости кредитов и необходимостью удерживать ставку чуть выше инфляции.
Здравый смысл в предложении Владимира Гутенева есть, и логика его рассуждений понятна, говорит Алексей Козлов, однако он согласен, что ЦБ такого шага позволить себе не может. По итогам мая в годовом выражении рост потребительских цен ускорился до 15,9%, против апрельского уровня 15%, отмечают эксперты. В месячном исчислении инфляция немного замедляется и сейчас находится на уровне 0,4-0,5%, говорит аналитик. Показатель, однако, не столь устойчив для того, чтобы ЦБ принял столь революционное решение.
ЦБ вряд ли отклонится от политики таргетирования инфляции, согласен руководитель аналитической службы RMG Алексей Минаев, резкого снижения ждать не нужно. Более того, предполагает эксперт, регулятор на ближайшем заседании может оставить ключевую ставку без изменений. "Рост инфляции начался в прошлом году где-то с начала осени, поэтому как минимум до текущей осени показатели инфляции будут оставаться высокими. Возможно, в апреле ЦБ уже сделал максимальное послабление на этот период, и теперь будет вынужден ждать начала более ощутимого снижения инфляции для возможности дальнейшего понижения ставки", — говорит Алексей Минаев.
Просьба промышленников на данном этапе преждевременная, и вряд ли ее удовлетворят, считает старший аналитик "Альпари" Вадим Иосуб. Основная задача регулятора поддерживать не промышленность, а макроэкономическое равновесие, стабильность общего уровня цен, устойчивость банковской системы и финансового рынка в целом. Резкое снижение ключевой ставки до отрицательных в реальном выражении значений кроме стимулирования промышленности принесет букет отрицательных последствий, говорит аналитик. Это рост инфляции, бегство вкладчиков из банков и, как следствие, снижение ресурса для кредитования, долларизация сбережений и общая дестабилизация на финансовых рынках.
Прогнозы экономистов по ключевой ставки, сделанные на конец 2015 года, сходятся в показателе 8-10%. На прошлой неделе финансовый директор Сбербанка Александр Морозов отметил, что в банке ждут снижения ключевой ставки к концу года до 10-11%, а то и ниже.