Дмитрий Миронов (31 год), братья Илья и Никиты Сомряковы (обоим по 27 лет) вовремя вышли на рынок квестов — на взлете их популярности. Теперь, когда рынок придавило кризисом, они собираются сделать перформанс — тот же квест, но с актерами.
Молодые предприниматели, развивающие в Петербурге квесты под брендом "Клаустрофобия", горды тем, что окупили свои затраты за 2 недели, тогда как норма для данного бизнеса — полгода. Правда, затраты составляли всего 75 тыс. рублей, но это тоже своего рода рекорд. Первый эскейп–рум (комнату, откуда надо выбраться, решая головоломки) открыли в мае 2014 года. Через полгода после старта совокупный оборот бизнеса достиг 9 млн рублей. Прибыль варьируется от 500 тыс. до 1 млн рублей в месяц.
Долги как стимул
Все началось в 2014 году с того, что прежние бизнесы молодых людей стали убыточными. В интернет–магазине Дмитрия упали продажи. Музыкальная студия, которую держали братья, тоже скатилась в минус, образовались долги по аренде.
"Мы довольно тесно общались, я заходил к ребятам в гости, и мы вместе пришли к выводу, что надо искать что–то новое. Кто–то из общих знакомых посоветовал заняться квестами, — вспоминает Дмитрий Миронов. — Мы начали писать сценарий, не думая ни о разделении долей, ни о вопросах организации выбранного нами бизнеса, — настолько нас захватила эта тема".
Читайте также:
Рецензия
Рецензия на квест Cosmos
Предприниматели говорят, что у них не было лишних денег, чтобы сходить поиграть в другие квесты. Но в итоге, считают они, это сыграло им на руку: они не стали брать типичный вариант "побег из тюрьмы" или "ограбление банка", а взяли за основу легенду "логово маньяка".
Через 3 месяца сценарий продали бизнесменам российского происхождения из Германии и США, которые сами нашли петербургский квест через Интернет и заинтересовались им. Сумма сделки, по оценкам участников рынка, могла составить около 1 млн рублей.
Когда нет денег
Большой плюс темы "логово маньяка" — в бюджетности декораций. В ход пошло все, некоторые материалы нашли на свалках.
"Заняли у друзей 60 тыс. рублей на монтаж и другие строительные работы, — уточняет Дмитрий. — А чтобы купить технику, пришлось все же взять кредит на 15 тыс. рублей".
"Логовом" стало помещение студии звукозаписи, которое арендовали братья Сомряковы. Это 150 м2 на Лиговском пр.
Так как бюджета на рекламу не было, создатели квеста решили обратиться к москвичам, которые успешно стартовали в декабре 2013 года и раскрутили бренд "Клаустрофобия".
"Мы написали письмо, владельцы компании откликнулись, высоко оценили наш квест, и мы стали первыми франчайзи "Клаустрофобии" в Петербурге", — рассказывает Илья Сомряков.
Как первые обратившиеся петербуржцы, получили льготные условия: с них не потребовали никакого взноса сразу, они отдают процент с продаж.
12 часов у "маньяка"
Благодаря растущей популярности квестов вообще и московской "Клаустрофобии" в частности молодые люди стали сразу продавать до 12 часовых игр в день. В первое время среди посетителей было 40% гостей из столицы. Через 2 недели, когда вложения окупились, появилась цель открыть вторую комнату. На нее было затрачено уже 700 тыс. рублей собственных средств. В отличие от конкурентов, предприниматели не хотят множить здесь комнаты как грибы.
"Теперь мы планируем пойти вглубь России, видим наши квесты в Казани, Екатеринбурге, но основная цель — зарубежье, — подчеркивает Дмитрий, имея в виду прежде всего Нью–Йорк. — Однако это дальняя перспектива. Ближняя связана с проектом нового формата — перформансом. Это интерактивное, почти театральное действие с настоящими актерами. Игровое пространство разместится на 400 м2 в районе станции метро "Горьковская". В проект вложено около 6 млн рублей, полученных от инвесторов".
Что это за инвесторы, петербургские "клаустрофобы" не говорят. Рассказывают только, что через полгода работы к ним стали поступать предложения о партнерстве. В итоге выбрали людей, у которых уже есть опыт создания подобного квеста–перформанса в Москве.
Кроме того, 2 месяца назад вместе с другими франчайзи "Клаустрофобии" петербуржцы стали организаторами квеста по их собственному сценарию в Дубае. Они получили долю 30%, готовят декорации и оборудование.
После бума
В Петербурге квесты предлагают больше 20 компаний, у них в совокупности около 120 эскейп–румов. В одном ряду с "Клаустрофобией" стоят Rabbit Hole, iLocked, Lostroom, "Взаперти".
В 2014 году в Петербурге каждый месяц появлялось по три–четыре новых комнаты. Сформировались даже отдельные ниши, например квесты для детей.
Объем рынка составлял около 20 млн рублей в месяц, но с кризисом он упал на 16–18%. У людей меньше свободных денег, да и аудитория стала более искушенной.
"Рентабельность качественных квестов до кризиса составляла 60–70%. Сейчас она падает, и уже нет таких выручек, — говорит Тимофей Федотов, соучредитель "Квеструм.РФ" (сеть квестов, работает в 28 городах России и зарубежья). — Особенно сильное падение посещаемости было в апреле: вся индустрия провалилась почти в 2 раза и продолжила спад в мае. Последние пару недель есть позитивная тенденция, посещаемость квестов возвращается на значения апреля. В принципе, поток заинтересованных людей такой же, как в прошлом году, но теперь он распределяется по большему количеству мест".