Помогать с патентами, деньгами, оформлением бумаг, маркетингом и даже кредитовать зарубежных покупателей — все это предлагали IT–бизнесмены на ПМЭФ–2015, чтобы увеличить объем экспорта.
Участники IT–рынка, собравшиеся на ПМЭФ–2015, посчитали хорошим знаком то, что президент РФ Владимир Путин в своей речи на форуме упомянул IT–отрасль. "Владимир Путин в своем выступлении, по–моему, первый раз настолько акцентировал внимание на развитии IT", — сказал Игорь Агамирзян, гендиректор и председатель правления ОАО "РВК".
Однако фактических поводов для радости мало. Основатель "1С" Борис Нуралиев отметил, что IT–бюджеты российских компаний даже в рублях сокращаются. На этом фоне говорили в основном о развитии экспорта IT–продуктов. Тем более что незадолго до форума премьер–министр Дмитрий Медведев сказал, что у России есть все шансы нарастить этот экспорт.
Сами производители отечественного ПО считают, что для повышения этих шансов им потребуется помощь. Какая именно — они рассказали в присутствии главы Минкомсвязи Николая Никифорова.
Что–то где–то скачивается
Целый ряд предложений аккумулировал в своей речи Дмитрий Дырмовский, генеральный директор петербургской компании "Центр речевых технологий". В частности, он говорил о создании экспортного агентства, специализированного под IT, под софт, со своими бюджетами, со своими полномочиями, куда могли бы обращаться все компании, от малых до огромных, для получения в режиме одного окна всех услуг, способствующих экспорту. Сейчас небольшая компания (до 100 человек), по словам Дырмовского, просто не может позволить себе заняться всеми нужными оформлениями, так как забот тут хватит на целый отдел.
Вторая отмеченная проблема — отсутствие договоренностей с разными странами и двойное налогообложение, которое съедает иногда больше 20% суммы контракта.
"И следующая тема очень важная, она, к сожалению, у нас пока в IT практически не поддерживалась, — это возможность привлечения кредитов для кредитования наших зарубежных покупателей", — Дырмовский подчеркнул, что без этого трудно конкурировать с иностранцами, которые предлагают клиентам очень хорошие условия. Он также рассказал, что ВЭБ готов поддерживать IT–компании, но для этого есть юридические препятствия: "ВЭБ не заточен на работу с софтом. Все юридические механизмы требуют подтверждения обстоятельств поставки и экспортного контракта. Что такое экспорт софта — это что–то где–то скачивается. Нет факта пересечения границы — нет экспортного контракта".
Еще одно предложение законодательное: так как ПО не облагается НДС, то IT–компании не получают льготы по НДС и находятся, как сами считают, в проигрышной ситуации по сравнению с другими экспортерами — это надо исправить.
Офшорный венчурный фонд
Непосильную ношу, по отзывам IT–бизнесменов, иногда представляют затраты на маркетинг и патентование при работе на зарубежных рынках. Что касается первого аспекта, они предлагали субсидировать участие в выставках. Патенты же, например в США, стоят в среднем по $20 тыс. А для работы по одному продукту их надо 5–10 — для небольшой компании это существенные средства. Также глава ЦРТ выступил за льготные кредиты, потому что с текущими ставками кредитования, по его словам, практически невозможно работать на новых рынках.
Гендиректор "Рексофта" Александр Егоров уточнил, что конкуренты российских IT–компаний в США кредитуются под 4%, в Европе — под 4–5%. Кроме того, по его словам, в зарубежных банках есть модели работы, которые в наших финансовых учреждениях не используются.
Директор Фонда развития интернет–инициатив Кирилл Варламов предлагает создать офшорный венчурный фонд: "Можно было бы сделать венчурный фонд, который бы специализировался на поддержке экспорта софта, но не в России, а где–нибудь на Кипре, в офшоре". Кирилл Варламов считает, что в России при нашем законодательстве создать такой инструмент поддержки IT вряд ли удастся.
Представители зарубежных компаний советуют взглянуть на ситуацию их глазами. "Стоимость разработки для иностранных компаний в России упала на 20–30%, может, даже чуть больше", — констатировал Вячеслав Нестеров, гендиректор Санкт–Петербургского центра разработок американской корпорации EMC. Но этот плюс, по его словам, уравновешивается рисками для иностранцев, так что хорошо, если российское правительство уделит этому внимание, ведь часто препятствием становятся просто нечеткие формулировки законов.
Заграница — это Штаты
По данным некоммерческого партнерства "Руссофт", объединяющего разработчиков ПО, общий оборот этой индустрии в России составляет $10 млрд.
Интересны данные последнего опроса "Руссофта": 25% респондентов называют приоритетным для себя рынком США, тогда как в 2014 году таких было 10%, между тем "клиенты в США ждут политических решений, пока ориентируются на Индию и Китай", зато "в Австрии и Швейцарии, в Южной Европе наблюдается тренд на содействие привлечению инвестиций российских компаний". И при этом 64% респондентов ориентируются по–прежнему на рынок РФ.
Опрошенные "ДП" IT–бизнесмены говорят: было бы хорошо, если бы продлили льготы на уплату страховых взносов, а со всем остальным они сами справятся.
“
Если есть спрос на продукт, то все остальные вопросы с экспортом можно решить. У нас в России сейчас мало продуктов мирового уровня. Государство должно заниматься развитием инфраструктуры. Пример — то, что делается в Иннополисе (новый город для IT–специалистов в Татарстане. — Ред.). Но почему это делается только в Иннополисе? Не в Москве, не в Петербурге. Образование у нас оторвано от бизнеса. Программистов не хватает — их нужно больше в разы. Надо создавать экосистему, IT–сообщество — это подъемные для государства деньги. И это инвестиции в наше будущее.
Александр Семенов
Президент Гк "Корус Консалтинг"
“
Сейчас было бы актуальнее, чтобы нам продлили льготу по страховым взносам. Она для нас очень важна, потому что зарплата — наши основные расходы. Я не вижу больших проблем с экспортом. Какая мне нужна поддержка? Мы ведь уже научились жить с тем, что есть. На форуме прозвучало очень уж много просьб к государству. Все это напоминает вопли про наших хороших программистов, которые делают лучшие в мире продукты, но маркетологи не могут их продать.
Андрей Федоров
председатель совета директоров ГК Digital Design